«Распятие» является частью алтаря, самого известного сохранившегося произведения Маттиаса Грюневальда, ярчайшего представителя германского Возрождения.
Заказ на создание алтаря поступил от ордена антонитов, религиозного братства, главной задачей которого являлась выхаживание и лечение больных. Алтарь стал центральным произведением в монастыре Изенгейма. Исследователи не могут сказать точное время написания работы. Сцену распятия Иисуса Христа Грюневальд изобразил на внешней развёртке алтаря, посередине. То есть, в основном молящиеся видели именно Христа, так как в большинстве случаев алтарь находился в закрытом виде, а разворачивали его только на определённые религиозные праздники.
Творчество Матиса Грюневальда пришлось на трагический период в истории Германии, связанный с эпохой перехода от Средневековья к Возрождению, со временем Реформации и Крестьянской войны. Предполагают, что художник участвовал в этой войне на стороне восставших.
Грюневальд, предположительно, учился живописи у Гольбейна Старшего, затем совершенствовался в искусствах в Нидерландах. Главным произведением Грюневальда стал девятичастный Изенгеймский алтарь, не имеющий равных в немецком искусстве по сложности богословской программы и средствам воплощения.
Представленное произведение создано в начале творческого пути Грюневальда, но в нем уже определились характерные черты искусства художника, связанные с трагическим восприятием жизни, мистическими движениями эпохи и богословскими поисками, а также иконография, средства и приемы, к которым художник обращался затем в последующих произведениях.
Изображение Христа — безжалостно гротескно, экспрессивно. Его тело изломано в муке. Эмоциональную мощь образу придают яркие тона в одеждах предстоящих. Среди известных произведений художника — «Распятие» из Таубербишофсгеймского алтаря.
Примечательно, что «Распятие» является самой большой по размеру картиной, написанной на данный сюжет среди всех аналогичных работ кисти европейских живописцев.
Но не только размер является главным достижением Грюневальда в этой работе. Никогда ещё до него сцена на Голгофе не изображалась столь драматично и эмоционально. Смерть здесь представлена не столь высокой (по своему значению), сколько мучительной и жуткой. А близкие Иисуса вовсе не смиренны и тихи в своей печали — они шокированы, они буквально падают в обморок.
Конечности Христа истерзаны гвоздями. Руки от боли развёрнуты ладонями к небу, скрюченные и застывшие в последней агонии. Терновый венец на голове у Иисуса больше по размеру, чем привычно видеть зрителю на других полотнах, иконах или распятиях. Поэтому невольно взгляд переходит на лик Христа — лицо его измучено, залито кровью, а губы уже тронула смертная синева. На теле мученика можно заметить ужасные гнойные нарывы.
Следуя канонам, Богоматерь мастер оставил с левой стороны от распятого сына, но Дева Мария не скорбит – она буквально упала в обморок от пережитого страдания. Тщательное исследование картины показало, что Грюневальд много раз переписывал фигуру Богоматери, но остановился на самом драматичном варианте (в ранних вариантах она смотрит на сына со сложенными в мольбе руками). Потерявшую чувства Марию подхватил апостол Иоанн — он один из всех не обращает взгляд на распятого. Также нельзя не прочувствовать крайнее отчаяние Марии Магдалины, которая тянет свои сложенные руки к Иисусу.
На картине можно увидеть и Иоанна Крестителя, хотя к тому времени его уже не было в живых, и он не мог быть свидетелем этой драматичной сцены. Это иконографический канон, обозначающий преемственность Иоанна и Христа.
Зачем Грюневальд так шокирующе точно изобразил человека, принявшего смерть через распятие? Художник хотел вызвать у зрителя сострадание, чтобы каждый прихожанин прочувствовал со всем эмоциональным накалом новозаветную трагедию. Это точное визуальное воплощение привычного для верующих сюжета, превращающееся иногда в некую безликую формулу, «Христос на кресте». Глядя на произведение Грюневальда можно точно прочувствовать и боль, и отчаяние, и нечеловеческие муки, и садизм палачей.
На картине мы видим традиционный религиозный сюжет – распятый Иисус и собравшиеся вокруг него близкие. Если попытаться охарактеризовать впечатление, которое оставляет данное творение, одним словом, то это будет отчаяние.
Мы наблюдаем изувеченную, болезненно-худую мужскую фигуру с истинно мученическим выражением лица на черном фоне. Цвета очень насыщенные, и светлая фигура ярко выделяется на темном. Выражения лиц невероятно эмоциональны.
Следует отметить, что людские фигуры по сравнению с Иисусом гораздо меньше по размеру, что подчеркивает его святость и дополнительно выделяет его на фоне остальных. Этот прием характерен для средневековой живописи: размеры фигур определяет не стремление отразить реальность, а стремление показать, какая из них несет большую значимость, чем остальные.
Картина в чем-то напоминает страшный сон, отпечатывается в мозгу. Руки Христа непропорционально длинные, а пальцы искривлены и скрючены, будто их сжимает последняя предсмертная судорога, все тело изуродовано пытками, в него тут и там впиваются шипы терновника. Позы Марии Магдалины и Иоанна Крестителя усиливают впечатление ночного кошмара. Держащий что-то вроде тряпки в правой руке Иоанн как бы показывает на тело Иисуса, его взгляд направлен в неизвестность. Мария Магдалина, стоя на коленях и сложив руки как при молитве, протягивает их к Иисусу.
Окровавленная фигура смотрит на сочувствующих сверху вниз с приоткрытым ртом с пустым отрешенным взглядом. Кажется, что он уже вот-вот испустит дух и отойдет в мир иной.
Очень большое внимание художник уделяет рукам, они служат для него инструментом передачи эмоций: у женщин прекрасные, белые и тонкие пальцы, переплетенные в молитве, пальцы Иисуса – мученические, кривые, пугающе-страшные, пронизанные болью.