Анализ картины Матиаса Грюневальда Распятие - Мировые шедевры
Анализ картины Матиаса Грюневальда Распятие

Анализ картины Матиаса Грюневальда Распятие

«Распятие» является частью алтаря, самого известного сохранившегося произведения Маттиаса Грюневальда, ярчайшего представителя германского Возрождения.

Заказ на создание алтаря поступил от ордена антонитов, религиозного братства, главной задачей которого являлась выхаживание и лечение больных. Алтарь стал центральным произведением в монастыре Изенгейма. Исследователи не могут сказать точное время написания работы. Сцену распятия Иисуса Христа Грюневальд изобразил на внешней развёртке алтаря, посередине. То есть, в основном молящиеся видели именно Христа, так как в большинстве случаев алтарь находился в закрытом виде, а разворачивали его только на определённые религиозные праздники.

Творчество Матиса Грюневальда пришлось на трагический период в истории Германии, связанный с эпохой перехода от Средневековья к Возрождению, со временем Реформации и Крестьянской войны. Предполагают, что художник участвовал в этой войне на стороне восставших.

Грюневальд, предположительно, учился живописи у Гольбейна Старшего, затем совершенствовался в искусствах в Нидерландах. Главным произведением Грюневальда стал девятичастный Изенгеймский алтарь, не имеющий равных в немецком искусстве по сложности богословской программы и средствам воплощения.

Представленное произведение создано в начале творческого пути Грюневальда, но в нем уже определились характерные черты искусства художника, связанные с трагическим восприятием жизни, мистическими движениями эпохи и богословскими поисками, а также иконография, средства и приемы, к которым художник обращался затем в последующих произведениях.

Изображение Христа — безжалостно гротескно, экспрессивно. Его тело изломано в муке. Эмоциональную мощь образу придают яркие тона в одеждах предстоящих. Среди известных произведений художника — «Распятие» из Таубербишофсгеймского алтаря.

Примечательно, что «Распятие» является самой большой по размеру картиной, написанной на данный сюжет среди всех аналогичных работ кисти европейских живописцев.

Но не только размер является главным достижением Грюневальда в этой работе. Никогда ещё до него сцена на Голгофе не изображалась столь драматично и эмоционально. Смерть здесь представлена не столь высокой (по своему значению), сколько мучительной и жуткой. А близкие Иисуса вовсе не смиренны и тихи в своей печали — они шокированы, они буквально падают в обморок.

Конечности Христа истерзаны гвоздями. Руки от боли развёрнуты ладонями к небу, скрюченные и застывшие в последней агонии. Терновый венец на голове у Иисуса больше по размеру, чем привычно видеть зрителю на других полотнах, иконах или распятиях. Поэтому невольно взгляд переходит на лик Христа — лицо его измучено, залито кровью, а губы уже тронула смертная синева. На теле мученика можно заметить ужасные гнойные нарывы.

Следуя канонам, Богоматерь мастер оставил с левой стороны от распятого сына, но Дева Мария не скорбит – она буквально упала в обморок от пережитого страдания. Тщательное исследование картины показало, что Грюневальд много раз переписывал фигуру Богоматери, но остановился на самом драматичном варианте (в ранних вариантах она смотрит на сына со сложенными в мольбе руками). Потерявшую чувства Марию подхватил апостол Иоанн — он один из всех не обращает взгляд на распятого. Также нельзя не прочувствовать крайнее отчаяние Марии Магдалины, которая тянет свои сложенные руки к Иисусу.

На картине можно увидеть и Иоанна Крестителя, хотя к тому времени его уже не было в живых, и он не мог быть свидетелем этой драматичной сцены. Это иконографический канон, обозначающий преемственность Иоанна и Христа.

Зачем Грюневальд так шокирующе точно изобразил человека, принявшего смерть через распятие? Художник хотел вызвать у зрителя сострадание, чтобы каждый прихожанин прочувствовал со всем эмоциональным накалом новозаветную трагедию. Это точное визуальное воплощение привычного для верующих сюжета, превращающееся иногда в некую безликую формулу, «Христос на кресте». Глядя на произведение Грюневальда можно точно прочувствовать и боль, и отчаяние, и нечеловеческие муки, и садизм палачей.

На картине мы видим традиционный религиозный сюжет – распятый Иисус и собравшиеся вокруг него близкие. Если попытаться охарактеризовать впечатление, которое оставляет данное творение, одним словом, то это будет отчаяние.

Мы наблюдаем изувеченную, болезненно-худую мужскую фигуру с истинно мученическим выражением лица на черном фоне. Цвета очень насыщенные, и светлая фигура ярко выделяется на темном. Выражения лиц невероятно эмоциональны.

Следует отметить, что людские фигуры по сравнению с Иисусом гораздо меньше по размеру, что подчеркивает его святость и дополнительно выделяет его на фоне остальных. Этот прием характерен для средневековой живописи: размеры фигур определяет не стремление отразить реальность, а стремление показать, какая из них несет большую значимость, чем остальные.

Картина в чем-то напоминает страшный сон, отпечатывается в мозгу. Руки Христа непропорционально длинные, а пальцы искривлены и скрючены, будто их сжимает последняя предсмертная судорога, все тело изуродовано пытками, в него тут и там впиваются шипы терновника. Позы Марии Магдалины и Иоанна Крестителя усиливают впечатление ночного кошмара. Держащий что-то вроде тряпки в правой руке Иоанн как бы показывает на тело Иисуса, его взгляд направлен в неизвестность. Мария Магдалина, стоя на коленях и сложив руки как при молитве, протягивает их к Иисусу.

Окровавленная фигура смотрит на сочувствующих сверху вниз с приоткрытым ртом с пустым отрешенным взглядом. Кажется, что он уже вот-вот испустит дух и отойдет в мир иной.

Очень большое внимание художник уделяет рукам, они служат для него инструментом передачи эмоций: у женщин прекрасные, белые и тонкие пальцы, переплетенные в молитве, пальцы Иисуса – мученические, кривые, пугающе-страшные, пронизанные болью.