Восставший раб — мраморная статуя работы Микеланджело Буонарроти высотой 2,15 м, датированная 1513 годом. В настоящее время работа находится в Лувре в Париже.
Два «раба» Лувра относятся к второй версии гробницы Папы Юлия II, которую наследники Джулиано Делла Ровере, заказали Микеланджело в мае 1513 года.
Хотя первоначальные планы сооружения гигантского мавзолея были изменены, работа по-прежнему оставалась монументальный, с коридором, богато украшенным скульптурами, и Микеланджело немедленно возглавил проект.
Среди первых завершенных работ для гробницы числились два «раба», предназначенные для нижней части надгробного памятника. Их планировалось установить рядом с пилястрами, обрамляющими ниши, в которых находятся Победы.
Микеланджело выполнил в 1513-1516 годах 2 скульптуры из мрамора: «Умирающего раба» и «Скованного раба». Последнюю многие современники прозвали «Восставшим рабом» за порыв изображенной фигуры к свободе. Она здесь передана в движениях тела, в напряженных мускулах и в выражении лица. Статуя рассчитана на обозрение с разных сторон, что позволяет зрителю убедиться в пластическом богатстве и выразительности статуи. Если обойти статую справа налево, то можно наблюдать трагическую последовательность борьбы. Перед глазами возникает развивающийся во временном отрезке образ, который сперва предстает перед зрителем в бессильном состоянии. Фигура находится в вертикальном положении только потому, что приковано. Закинутая назад голова выражает страдание мужчины. Но достаточно сделать несколько шагов по кругу, как статуя начнет крепнуть, набираться сил, а её мышцы станут расти.
В финале перед зрителем оказывается не мученик, а настоящий герой. Его голова больше не символизирует о страданиях – она гордо поднята вверх. Сила пленника поражает: еще немного и он разорвет руками путы. Но чем левее передвигается зритель, тем более ослабевает эффект: скульптура теряет силу, ему мышцы становятся менее крепкими, а лицо приобретает черты страдания.
Микеланджело готовил скульптуры специально для надгробия Юлия II. Но в итоге предпочтение отдали более скромному варианту без большого числа скульптур. Впоследствии обе скульптуры были переданы в руки Роберто Строцци, а затем – к королю Франции. Их теперешнее местоположение – Лувр.
Позы «рабов» были изначально заданы потребностями этого архитектурного окружения, поэтому спереди скульптуры производят большой эффект, а боковым видам, по этой же причине, Микеланджело уделил меньше внимания, чем обычно.
Все «рабы», созданные в мастерской художника, были исключены из памятника в его окончательной версии, завершенной в 1542 году. В 1546 году Микеланджело подарил две работы Роберто Строцци за его щедрое гостеприимство в июле 1544 года и июне 1546 года, когда Микеланджело был болен.
Когда Строцци был сослан в Лион в апреле 1550 года за его сопротивление Козимо I Медичи, он, собираясь в ссылку, отправил две статуи «рабов» вперед себя. В апреле 1578 года они были выставлены на обозрение в двух нишах во дворе замка констебля Монморанси в Экуене, недалеко от Парижа.
В 1632 году они были проданы Генрихом II де Монморанси кардиналу Ришелье, который отправил их в свой замок в Пуату, где их увидел во время своих путешествий Джанлоренцо Бернини, который сделал их рисунок.
В 1749 году герцог Ришелье привез их в Париж и поместил в Павильон де Хановр. В 1793 году скульптуры «рабов» удалось спрятать, но когда вдова последнего маршала Ришелье попыталась выставить их на продажу, они мгновенно были экспроприированы правительством и пополнили коллекцию, которая сейчас находится в Лувре.
«Восставший раб» изображен пытающимся освободиться от пут, в результате чего голова его повернута, а тело искривлено в мучительно усилии. Впечатление, которого пытался достичь Микеланджело, заключалось в том, что зритель должен был воспринимать «Восставшего раба» в движении навстречу, с поднятым коленом и плечом.
Иконографическое значение этих двух фигур, вероятно, связано с мотивом пленника в римском искусстве; Джорджо Вазари идентифицировал их как олицетворения провинций, контролируемых Юлием II.
Однако для Асканио Кондиви они символизировали Искусство, захваченное в плен после смерти папы Юлия — известного ценителя и мецената. В частности, «Восставший раб», по мнению Кондиви, возможно, выступает в качестве символа скульптуры или архитектуры.
Разными исследователями предлагались и другие значения символического и философского характера, некоторые связанные с личной жизнью Микеланджело и его широко известными «мучениями», на предмет которых сам Буонарроти никогда не прочь был поговорить.
С стилистической точки зрения статуя выполнена с оглядкой на древние образцы. В качестве источника вдохновения называется, в частности, эллинистическое искусство: скульптурная группа, изображающая Лаокоона и его сыновей, обнаруженная в 1506 году и в то время доступная для Микеланджело.
Кроме того, в работе чувствуется влияние скульптурных фризов на триумфальных арках Рима, а также канонических образов святого Себастьяна, принявшего смерть мученика — мысль о чем, собственно, не покидает с первой секунды, когда видишь скульптуру.