Анализ картины Микеланджело Буонарроти Потоп - Микеланджело Буанарроти
Анализ картины Микеланджело Буонарроти Потоп

Анализ картины Микеланджело Буонарроти Потоп

Одна из центральных фресок капеллы повествует об одном из самых трагичных событий Ветхого Завета. Неотвратимая и всепоглощающая стихия — ответ на грехи и отвращение от Бога.

На лицах людей нет ужаса, в них апатичное сознание скорой гибели. В отчаянии матери пытаются спасти детей, взрослые дети — стариков-родителей. В эту последнюю минуту люди словно вспомнили о своей особенной природе и божественной сути.

Лишь три небольших участка остались непокрытыми водой: вершина горы, крыша мраморного дворца, вершина храма. Между этими тремя островками, на которых еще теплится жизнь, в жалкой агонии мечется лодка, наполненная пассажирами. Кто-то пытается зацепиться за эту ненадежную опору, кто-то уже почувствовал себя в относительной безопасности.

Небеса неистощимы на влагу. Ливень не прекращается и скоро на земле не останется ни одного островка. Но все попытки людей выжить не выглядят в этой работе тщетными. У зрителя складывается ощущение, что род человеческий выживет и не исчезнет.

Оптимизм на фоне величайшей трагедии — это признак подавляющего большинства работ Высокого Возрождения. В этом оптимизме глубокая Вера в божественную природу человека, а также в Милосердие Божие и Его Мудрость. Мастер не мог допустить и тени уныния, несмотря на всю масштабность и неотвратимость Гнева Божия.

Известно, что эту часть росписи вместе с мастером выполнили его ученики. Это видно в легкой сбитости форм, упрощенности рисунка и некой схематизации фигур. Но, вместе с тем, работа выполнена в соответствии с точным эскизом великого мастера и краски подобраны под его руководством. Ко всему можно добавить, что автор сам многое переделал в работе своих учеников. Как всегда поступал, не доверяя свои работы никому. Что касается некоторой нечеткости и «сбитости», то, скорее всего, это результат более поздних восстановительных работ.

«Потоп» является той самой фреской, с которой Микеланджело Буанаротти начал роспись Сикстинской капеллы. На первых порах итальянский мастер не был уверен в своих силах и даже задействовал в работе искусных фрескистов из Флоренции.

Но шло время, и вот уже Буанаротти, будучи не удовлетворенным работой помощников, отсылает их назад и продолжает роспись стен самостоятельно. Как и во всех своих произведениях, Микеланджело исследует в «Потопе» природу человека, его поступки под влиянием несчастий, бедствий, катастроф, реакцию на происходящее вокруг. Несколько отдельных фрагментов складываются в целую фреску, где разворачивается настоящая трагедия. На переднем плане группа людей пытается спастись на крохотном клочке суши, сбившись в кучу, словно стадо испуганных овец.

Мужчина пытается отсрочить надвигающуюся гибель для себя и своей возлюбленной, подняв ее на спину. Ребенок в отчаянии спрятался за тело матери, которая, кажется, сдалась Судьбе. Юноша ползет по стволу дерева, надеясь избежать смерти. Справа другая группа укрылась куском холста в тщетных попытках спрятаться от потока воды, низвергающейся с небес.

На беспокойных волнах качается небольшая лодка, где идет борьба за место между обезумевшими от ужаса страдальцами. И вдали плывет Ковчег, в стены которого колотят несколько человек, яростно добиваясь, чтобы их пустили внутрь и спасли от приближающейся воды.

По-разному ведут себя персонажи фрески: кто-то цепляется за последний шанс, карабкаясь буквально по спинам других, кто-то протягивает руки, чтобы помочь, кто-то желает бросить в жертву стихии своего соседа, дабы протянуть лишние секунды. Но единственный вопрос, волнующий всех, кто через мгновение скроется под водой – почему они должны умереть и за что? Но небо молчит, и только непрерывные потоки воды льются на несчастную землю.