Литография «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года» посвящена ужасной трагедии, разразившейся в Париже. По иронии судьбы сам Домье был случайным свидетелем тяжёлых последствий (вынос тел), что и привело к созданию данной литографии, как отклик, протест на несправедливость властей.
А дело было так. За несколько дней до бойни на Транснонен в Лионе происходит восстание ткачей. Запал протестующих быстро передаётся рабочим Парижа. Власти уже ждут волнений и готовы к беспорядкам во всеоружии и со всей возможной жестокостью и бескомпромиссностью.
В ночь на 15 апреля возле дома № 12 на улице Транснонен раздался выстрел – стреляли в офицера тридцать пятого линейного полка и тот был убит на месте. Целый отряд солдат был послан на возмездие. Когда в двери уже мирно спящего дома постучались, проснувшиеся жильцы даже обрадовались – повстанцев опасались и боялись, солдаты же давали ощущение защиты. Но едва появившись на пороге, солдаты стали без разбору всех убивать: мужчин, стариков, женщин и даже детей. Утром из подъезда дома вынесли 12 трупов.
Художник Домье, который очень остро чувствовал несправедливость и безжалостно обличал беззаконие, сразу откликнулся на событие новым произведением. Для обычных городских людей, пребывающих в шоке от разразившейся ночью трагедии, эта литография стала своеобразным символом яростного протеста против насилия и государственного произвола.
Каким образом автор решил изобразить столь масштабную и чудовищную бойню, чтобы случившееся достучалось до сердца каждого? Нет, здесь нет рек крови, обезображенных яростью лиц солдат или окровавленных штыков. Развороченные простыни, разгром и осевший мёртвый мужчина в ночном колпаке производят более сильное впечатление, чем, если бы Домье изобразил хаос расстрела.
На белой рубашке убитого видны пятна засохшей крови. Рядом с убитым зритель видит голову старого мужчины и чьи-то ноги. Кто это? Возможно, близкие родственники, отец, жена… Все они разделили печальную участь главного героя. Однако самое страшное открывается, когда мы ближе рассматриваем фигуру убитого: поверженный упал прямо на маленькое тельце своего мёртвого ребёнка.
Обстановка подчёркивает ужас произошедшего. Опрокинутая мебель, грязные следы крови на полу. Можно только догадываться какими страшными были последние мгновения этих ни в чём не повинных людей, которые прежде чем встретить свою смерть, были вынуждены увидеть, как погибают их родные.
Большое впечатление производит не только сюжет, но и его мастерское воплощение – Домье умел добиваться в своих литографиях объёма и пластичности. Автор также филигранно обыграл свет и тень в работе. Центральная фигура выхвачена светом, который будто врывается в тёмную комнату из открытой двери. Всё остальное нарочно окутано тенью, поглотившей остальных несчастных.
Глядя на эту работу, неизменно рождается великое христианское сострадание по невинно убиенным обычным жителям дома № 12. Но именно жалость вызывает другую, более сильную эмоцию – гнев. Этого и добивался Домье.
Оноре Домье – художник-карикатурист. “Улица Транснонен” была написана им в рамках работы в одном из лучших журналов Парижа “Карикатура”. Полотно создано 15 апреля 1834 года. Для создания картины были использованы обычный лист бумаги и простой карандаш, при помощи которого художнику удалось передать суть трагических событий, свидетелями которых стали многие жители Парижа, проживающие на улице Транснонен.
Центральное место на картине отведено отвратительного вида человеку, точнее труппу этого человека.
Тело распростерто у подножия большой кровати, с которой оно было сдернуто самым бесцеремонным образом. Человек одет в ночную рубашку и колпак. Глаза его закрыты, руки и ноги разбросаны по полу. На белой ткани ночной рубашки, задранной выше бедер, виднеются темные пятна. Скорее всего это кровь. Тело мертвеца хорошо освещено, углы комнаты сокрыты во мраке, но и он не в силах скрыть того, что здесь имеются и иные действующие лица.
После пристального осмотра удается заметить, что убитый лежит вовсе не на полу, а на теле ребенка, совсем еще малыша. Ребенок перевернут на живот, лица его не видно, из под труппа мужчины виднеется лишь маленькая голова и руки. Ребенок заколот ножом и от этого картина преступления становится еще ужаснее.
В правом нижнем углу картины виднеется голова мертвого старика. Постель разобрана, на полу такие же пятна, что и на рубашке человека у кровати. У стены в левой части картины лежит полная женщина. Она также неподвижна, как и остальные персонажи полотна, смерть настигла ее неожиданно и от того картина становится еще более мрачной, но вместе с тем естественной. Полотно лишено театральности, свойственной этой эпохе, все до предела просто, трагично и печально. Картина не похожа на художественное произведение, это скорее фоторобот, составленный опытным экспертом на месте преступления.