Ранние работы художника отчетливо показывают нам настроение того времени. Знаменитое полотно «Сеятель» показывает нам крестьянина, которым простым движением старается забросить семена в землю. Это простой крестьянин, достаточно бедный, изнуренный тяжелым трудом. Широко шагая, он пытается посеять новый урожай. Лицо крестьянина Милле наполовину скрыл, черты попытался изобразить грубыми, нарочито показывая насколько тяжело постоянное физическое напряжение.
Сеятель Милле, похоже, совсем темный человек. Его широкий шаг и свободный взмах руки объясняются лишь его бедностью и тяжелым трудом. Его лицо наполовину скрыто, а черты стали грубыми из-за постоянного физического напряжения.
И все же это — героическая фигура, образ вечной весны, от которой зависит жизнь людей.
Справа от него видна управляемая другим крестьянином упряжка из двух волов, выглядящая почти монолитом. Фигура крестьянина занимает все пространство холста, четким силуэтом выделяясь на фоне неба; сильным упругим движением он бросает семена в землю, словно выпуская на волю птиц.
Художник точен в передаче одежды, пейзажа, характерного жеста — образ сеятеля конкретен, но при этом Милле монументализирует и обобщает формы, доводя единичное до символа.
Несмотря на то, что художник постарался разместить фигуру крестьянина практически на весь холст, мы можем рассмотреть справа от него другого крестьянина, который управляет двумя запряженными в упряжку волами. Фигура второго крестьянина выглядит практически монолитно. Несмотря на точность передачи каждой фигуры, каждой складочки их одежды, вся картина монолитна, воспринимается как единое целое.
Выбор тематик Милле не случаен, будучи в юном возрасте, сын бедных крестьян долгое время и сам работал в поле, выполнял работу по дому, собирал хворост в лесу. Несмотря на тяжелый труд, мальчик находил время для того, чтобы рассмотреть окружающий мир.
Начиная с 1849 года Милле начинает свой цикл деревенских картин, полотен, которые посвященные сельским работам. В 1850 году пишет «Сеятеля», в которой поднимает крестьянина до символа сельской жизни. Художнику достаточно в своих полотнах всего лишь пару жестов, чтобы показать насколько тяжкий труд у крестьянина-бедняка, который вынужден ежедневно бороться с природой один на один.