«Angelus Domini» – название католической молитвы, которая читается три раза в день – утром, в обед и вечером. Колокола на католических церквях в старые времена призывали верующих к тому, чтобы помолиться, и три раза в день и города, и деревни наполнялись праздничным колокольным звоном. Он напоминал о том, что Господь любит всех, и что хорошо бы поблагодарить его за то, что земля родит, за то, что все здоровы и за то, что солнце встает каждый день и не перестанет вставать и впредь.
На картине изображено поле на закате. Солнце уже опустилось за горизонт, и небо горит рыжим пламенем, на фоне которого очень хорошо виден силуэт далекой церкви в деревне. От неё, должно быть, очень слышный в вечерней деревенской тишине, разносится колокольный звон, призывающих всех верующих помолиться.
На этой картине Жана-Франсуа Милле Анжелюс мы видим молодую пару, которая совершает молитву на закате солнца. Они собрали картофель и уложили его в корзину, но радости по поводу урожая эти люди совсем не испытывают. Состояние их кажется подавленным, в воздухе чувствуются тоска и безнадёжность. Какая же трагедия скрывается за обычным сбором картофеля?
Полотно называется «Анжелюс». Оно было создано по заказу американского художника Томаса Эпплтона, который был очарован «Сборщицами колосьев» Милле. Однако Эпплтон так и не выкупил картину по неизвестным причинам. Автор выставил её на продажу спустя два года, получив за работу всего тысячу франков.
Вскоре картина «Анжелюс» стала такой популярной, что её репродукция появилась во многих домах Франции. Через 30 лет за покупку полотна развернулась нешуточная борьба. За право обладания им соперничали американские торговые агенты и французский меценат Антуан Пруст, желающий поместить картину в Лувр. В итоге «Анжелюс» остался во Франции. Сегодня он украшает Музей Орсе в Париже.
Картина называется по первому слову молитвы Angelus Domini («Ангел Господень»), которую католики читают трижды в день. На полотне изображено время вечерней молитвы, которое крестьяне определяли по колокольному звону. По сюжету молодая пара благодарит Бога за хороший урожай, за то, что все здоровы и за то, что солнце восходит каждый день.
Картину очень любил Сальвадор Дали, который вдохновлялся ей при создании своих работ. Однако мастер обратил внимание на чрезмерную грусть крестьян, не характерную для молитвы. Ему показалось странным, что во время благодарности Богу мужчина и женщина так подавлены.Сюжет «Анжелюса» не давал покоя Сальвадору Дали долгие годы. Художник вёл собственное расследование, пытаясь разгадать его тайну и помногу раз перерисовывая героев картины. Он старался понять, что же так тревожит крестьян, придумывал всё новые и новые версии разгадки.
В конце концов Дали обратился в музей с просьбой сделать ретгенограмму картины. Чутьё не подвело художника — у полотна обнаружился второй слой.
Оказывается, первоначально вместо корзины картофеля, над которой склонились крестьяне, был нарисован крошечный гроб. Вероятно, картина задумывалась как сюжет о похоронах маленького ребёнка, которого не успели даже крестить, из-за чего ему не нашлось места на христианском кладбище. Именно этим и объясняется такая грусть героев и общий подавленный настрой картины.
Крестьянин и его жена на поле, услышав этот звук, остановили работу. Мужчина воткнул вилы в землю, снял шапку и неловко мнет её в руках, опустив голову. Он груб, он привык работать в земле, ему далеко до изящества изнеженных горожан, но лицо его (против заката различимое с трудом) выражает искреннюю веру. Его жена поставила на землю корзину и тоже склонила голову.
Женщина не нужно снимать головного убора – её руки просто сложены перед грудью. Её лицо практически неразличимо – видно только профиль на фоне пылающего неба.
Рядом с крестьянами стоит тачка, в которой они, вероятно, везли удобрения для посевов. Вокруг зеленеют ростки картошки – если все пойдет хорошо, урожай будет добрым.
Именно об этом – о том, чтобы был хорошим урожай, чтобы не было засухи или долгих дождей – они и молятся, прервав работу просто, буднично, без малейшего протеста. Это привычный ритуал и он даже успокаивает.
Интересно, что при проведении углубленных исследований, был обнаружен ранний слой, по которому можно понять, что изначально картина должна была изображать похороны младенца.