В 1888 году нидерландский художник Ван Гог написал свой очередной шедевр искусства картину «Сеятель». Работа выполнена маслом и имеет размеры 32х40 см. Нине хранится в Амстердаме в музее имени Винсента Ван Гога.
Художник был одержим крестьянской тематикой в своих работах. На его счету есть несколько разных картин с образами сеятеля. При написании первого полотна Ван Гог вдохновился холстом Жана-Франсуа Милле. Художник неспроста изображал сеятеля. Его образ наделен вселенским смыслом и масштабностью. Ведь сеятель олицетворяет в себе символ вечности. Он как бы является посланником Солнца на Землю. Его фигура будто бы спустилась на поле по солнечным ступеням.
На картине прямо над линией горизонта и над золотой пшеницей изображен солнечный диск, создавая яркий нимб над головой человека. Между солнцем и сеятелем есть нечто общее. Человек разбрасывает по полю семена, так же как и солнце распространяет на небе свои лучи. Только солнечный свет разливается вверх, а рука сеятеля направлена вниз. При этом семена падают в почву, а затем прорастают, появляются новые растения. Таким образом, сеятель является символом бесконечности. Показан жизненный непрерывный процесс возрождения природы.
Художник поразил быстротой создания полотна. Ван Гог не делал предварительный набросок. Он жаждал скорее написать картину, будто его мысли опережали действия. Мастер сразу начал писать маслом. С каждым новым мазком рождались точные прямые и волнистые линии.
На переднем плане появилось дерево, которое придало композиции плоскости. Огромное солнце занимает большую часть неба, которое окрасилось в яркий желтый цвет. Художник предал полю необычные фиолетово-синие оттенки. В то время когда небо должно быть голубым, а поле желтым, он будто все поменял местами. Ван Гог отобразил в картине свое виденье действительности.
Жизнь в Париже к началу 1988 года стала невыносимой для Винсента Ван Гога. Его работы по-прежнему не признавала публика, поэтому в феврале художник решил покинуть город и перебраться в Арль. Прованс сразу же покорил его своими красками и обилием света, несмотря на то, что повсюду еще лежал снег. Именно здесь творчество живописца достигло своего расцвета, окончательно сформировалась манера письма. В картине Ван Гога «Сеятель и закат», написанной в этот период, отражаются основные принципы использования цвета, выведенные художником.
Уехав из Парижа, Винсент решил отказаться от импрессионизма в своем творчестве. Он стремился выработать максимально простую технику для того, чтобы «наиболее полно выразить себя», совмещая рисунок и цвет для передачи красоты природы Прованса. Однако импрессионистская манера письма все еще присутствовала в работах художника. Особенно заметно это в приемах передачи световоздушности, использовании крупных колористических пятен. На примере картины Ван Гога «Сеятель и закат», описание которой представлено здесь, можно судить о возросшей напряженности и динамичности произведений.
Тема сеятеля, поднятая в этой работе, для художника не была новой. Впервые он написал картину с подобным сюжетом за 8 лет до переезда в Арль. Это была копия с одноименного произведения Милле. Сюжеты, повествующие о жизни простых людей, описывающие красоту окружающего мира, всегда привлекали живописца. В определенные периоды его жизни манера исполнения и общее настроение картин достаточно сильно различались, однако каждое произведение было написано с большой теплотой и любовью. На юге, в Провансе, где Винсент, как живописец, достиг наивысшей точки своего развития, он нашел необходимую составляющую для создания своих шедевров — «высокую желтую ноту». Картина Ван Гога «Сеятель и закат» пронизана этим цветом, который художник считал прекрасным в любом оттенке.
Для Винсента желтый символизировал любовь и саму жизнь, ее бесконечность и таинственность. Он использовал все существующие оттенки цвета: лимонно-желтый, соломенный, золотой, охру. Художник мечтал запечатлеть на своих полотнах солнце таким, каким он его видит: как огромный неподвижный раскаленный шар, не подверженный каким-либо изменениям и волнениям. Возможно, события его собственной неспокойной жизни, полной творческих и личных потрясений, заставляли Ван Гога искать в окружающем мире определенную точку опоры.
Любимые цвета Ван Гога, желтый и синий, прекрасно дополняют друг друга на картинах позднего периода его творчества, таких, как «Сеятель и закат», цикл «Подсолнухи», натюрморты и городские пейзажи. Контрастное сочетание, яркое и такое привлекательное на полотне, слишком символично: притягивая взгляд, оно одновременно вызывает неуютное чувство тревоги. Радостный и плодотворный период работы в Арле для Ван Гога закончился трагично.