Описание картины Франсуа Буше Завтрак - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Описание картины Франсуа Буше Завтрак

Описание картины Франсуа Буше Завтрак

В 1730-е годы художник эпохи рококо Франсуа Буше был обласкан изменчивой судьбой. Статус первого живописца короля обеспечил молодому мастеру успех, славу и материальное благополучие. Кроме того, в 1733 году Буше удачно женился на прелестной семнадцатилетней Мари-Жанн Бюзо, ставшую художнику верной музой и спутницей.

Картина «Завтрак» созданная в 1739 году является одой благополучию и тихому семейному счастью. Исследователи предполагают, что на полотне изображена семья живописца: справа сидит супруга мастера, у ее ног расположился маленький сын, слева сестра с дочерью молодой четы, а позади, стоит сам автор – хозяин дома.

Семья Буше мирно завтракает за небольшим столиком, лица присутствующих выражают радость, довольство и спокойствие. В глазах каждого светится любовь и искренняя теплота чувств. Мари-Жанн ласково смотрит на сына, принесшего с собой любимые игрушки. Домашний наряд тщательно скрывает фигуру супруги, что, скорее всего, связано интересным положением и рождением в апреле 1740 года второй дочери. Зритель не видит лица сестры Буше, но прекрасно читается забота, с которой тетя держит свою племянницу. Стоя за столиком у зеркальной полки глава семейства следит, чтобы чашки дам были всегда наполнены горячим ароматным кофе.

Уютная обстановка совместного завтрака мастерски передана художником при помощи контрастных пятен и тщательного подбора цветовой гаммы. Франсуа Буше использует как темные, глубокие оттенки для обозначения тени, так и светлые тона лучей утреннего солнца, окрашивающих комнату в мягкий золотисто-бархатный цвет.

Дизайнерский талант Буше в работе над этой картиной раскрылся особенно ярко. Внимательность мастера к деталям и тщательной прорисовке элементов интерьера, говорит о безупречном вкусе и прекрасном знании модного на тот момент стиля. Полотно «Завтрак» считается не просто очередной очаровательной жанровой сценкой – это застывшее мгновенье личного счастья художника.

Франсуа Буше считался придворным живописцем короля во времена правления Людовика XV. Он прославился не только как талантливый художник, но и как декоратор. Буше писал пейзажи, портреты, пасторали, запечатлев на холстах библейские и мифологические сюжеты.

Жемчужиной коллекции знаменитого живописца является “Завтрак”. Считается, что здесь автор представил свою семьи или, может быть, идеал своей семьи. Он изображает за трапезой себя, свою возлюбленную, детей и няню. Лица взрослых и детей счастливы, в помещении царит семейность и уют.

Картина передает теплоту отношений между членами большого семейства, благополучие, радость, любовь: об этом свидетельствует цветовая гамма. Оттенки варьируются от темных до нежно-теплых, погружая зрителя в атмосферу быта тех лет. Эта работа, помимо всего прочего, продемонстрировала дизайнерские способности Буше. Художник тщательно и подробно выписывал все детали интерьера: огромное позолочённое зеркало, старинные настенные часы, изящные витые ножки стола, красивый сервиз, декоративные фигурки на полочках, детские игрушки. Но особенно шикарно выполнена одежда героев, изображенных на холсте.

Маленькие девочки одеты в крохотные пышные кружевные платьица и чепчики. Женщины же демонстрируют чувство стиля и вкус: даже няня наряжена особенно изящно.

Художник прорабатывал каждую деталь, делая ее не только красивой, но и осмысленной. Кукла, стоящая в ногах девочки, мебель, предметы, стоящие на столах и на полках. Например, стоящий на этажерке Будда говорит о популярности китайского искусства в те времена.

Произведение позволяет не только прочувствовать счастливое мгновение, так ярко запомнившееся автору, но и узнать об укладе жизни тех лет, духе той эпохи и некоторой роскоши, так умело переданной гениальным творцом.

Уже в 1749 году картина была представлена в каталоге Жерсена, как произведение с галантным сюжетом. В 1759 году она появляется на рынке снова – в каталоге Прусто. Затем, сменив нескольких владельцев, попадает в коллекцию доктора Ахилла Малько, который передает ее в Лувр.

Не исключено, что в ней Буше попытался представить идеальный образ своей семьи, изобразив за завтраком себя, свою жену, двух дочерей и няньку.

Интересный эпизод жизни семьи состоятельного горожанина примечателен также тем, что мы узнаем из него, какая одежда и мебель были в ходу во Франции в первой половине ХVIII века. Великолепна отделка стен комнаты деревянными панелями. В центре стены большое зеркало, над которым висит пейзаж в овальной раме.

На этажерке стоит маленький Будда, свидетельствующий о большом распространении моды на предметы китайское искусства.