Анализ картины Игоря Грабаря Яблоки - Игорь Грабарь
Анализ картины Игоря Грабаря Яблоки

Анализ картины Игоря Грабаря Яблоки

Игорь Грабарь написал «Яблоки» в 1905 году. Он называл такие картины «натюрмортной зарядкой» и не принимал их всерьез. Однако именно в натюрмортах в полной мере проявилась манера письма художника. «Яблоки» являются примером «русского импрессионизма» — стиля, в котором работал Грабарь. Он был влюблен в русскую жизнь и вкладывал это чувство в свои натюрморты.

Художник родился в 1871 году в Будапеште и в восемь лет переехал с родителями в Россию. Живопись интересовала его с детства, он говорил, что не «помнит себя не рисующим». Во время учебы в Императорском лицее в Москве юный Грабарь каждые выходные посещал Третьяковскую галерею.

Он поступил в Академии художеств в мастерскую Ильи Репина. После окончания Грабарь пять лет путешествовал по Европе и изучал живопись западных мастеров. В 1900 году художник вернулся в Россию. Красота русской природы поразила его после долгого отсутствия. Он начал писать многочисленные пейзажи и натюрморты.
По иронии судьбы в 1913 году Грабарь стал руководителем Третьяковской галереи, которую часто посещал в детстве. В письме матери он признался, что согласился работать, чтобы рассматривать живопись «не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей».
Живописец часто писал натюрморты с яблоками. Его вдохновляли работы французских импрессионистов, которые он видел в Европе, например Поля Сезанна. Но в свои работы Грабарь вложил красоту и восторг русской жизни.

Грабарь пишет картину «Яблоки» мелкими раздельными мазками — с помощью кисти он создает форму предметов. Художник использует всего четыре цвета: синий, красный, желтый и белый, но создает из них огромную палитру оттенков. Цвета взаимодействуют друг с другом — синяя посуда и желто-зеленые яблоки отсвечивают на белых салфетках. Красный цвет одного из яблок повторяется в орнаменте скатерти.

В «Яблоках» Грабарь передает прелесть каждой вещи. Свежий воздух и солнечный свет наполняют пространство картины. Фрукты лежат на столе близко друг к другу и создают ощущение монолитности картины. Но в тоже время все яблоки разные по форме и цвету, поэтому хочется рассматривать каждое из них.

Картина «Яблоки» находилась в собрании мецената Михаила Рябушинского. Затем она поступила в Государственный музейный фонд, а в 1926 году её передали в Радищевский музей.

Художественный критик, искусствовед, реставратор, педагог, архитектор, художник и все об одном всесторонне развитом человеке Игоре Грабаре, который из-за своей титанической работы на культурном поприще не мог не войти в историю, отдыхом он считал смену одного вида деятельности на другой.

Кроме того, Грабарь много путешествовал и везде при этом, чему-то учился, после возвращения домой в 1900 году, у него начался «творческий период», после долгого отсутствия он заново влюбляется в русскую природу. Грабарь, вдохновлен этой любовью, начинает усиленно работать как художник, он создает много произведений, что характерны для русской деревни.

Картина «Яблоки», как нельзя лучше описывает трепетное отношение художника к русской природе ее первобытности. На картине изображен деревенский стол, на котором стоят тарелки, типичные для деревни кувшины, а по столу небрежно раскиданы яблоки, преимущественно желтого цвета.

Работа «Яблоки» – это натюрморт, который написан в стиле импрессионизма, так как именно художники этого течения вдохновили автора на написание картин, после того как он увидел их картины в галереях Европы. Но Грабарь не следует слепо всем идеям импрессионизма, он пытается внести отечественную лепту, показать импрессионизм по-русски.

И следует признать, что попытки «русифицирования» импрессионизма были небезуспешны, ведь при взгляде на изображение, вспоминается всегда открытый, уютный дедовский дом, разноцветный летний сад, где витают разные манящие запахи природы.

Русский зритель, не просто видит красивую картину, он сразу понимает, что это написал человек любящий русскую природу и знающий русскую душу изнутри. Создается впечатление, что полотно передает даже сладкий запах яблок, которые имеют вкус беззаботного детства.