Анализ картины Владимира Маковского Болгарские мученицы - Маковский Владимир
Анализ картины Владимира Маковского Болгарские мученицы

Анализ картины Владимира Маковского Болгарские мученицы

Живопись не только восхищала и умиляла зрителя, но и заставляла его плакать, негодовать, бунтовать и даже собирать деньги в помощь для условных героев картины. С чем-то подобным столкнулся художник Константин Маковский, написавший в 1877-м массивное полотно «Болгарские мученицы». Картина, посвященная расправе турецких военных над беззащитными болгарскими женщинами, так впечатлила петербургскую публику, что люди массово стали собирать материальную помощь попавшему в беду народу. Эта работа находится в постоянной экспозиции Национального художественного музея, и сегодня вместе с ведущим научным сотрудником Дмитрием Солодким расскажем о ней подробнее.

А Маковский вообще котировался как художник? Безусловно. Он родился в семье, в которой ценили искусство, а гостями нередко были прославленные русские мастера вроде Карла Брюллова и Василия Тропинина. В итоге Константин, как его братья и сестра, стал известным российским живописцем. Официальная критика к портретам и безобидным, четко выписанным работам Маковского (наверное, все знают «Дети, бегущие от грозы») была благосклонна, и к 40 годам он превратился в одного из самых популярных и оплачиваемых мастеров Российской империи.

— Маковский был супервостребованным мастером, и в 1870—1880-х считался в России суперзвездой, — рассказывает Солодкий. — Среди его заказчиков была императорская семья. Выше прыгать было некуда. Если у тебя картину заказывал император, то, соответственно, следующая картина в цене будет еще выше.

И тот же Павел Третьяков, собиратель русской живописи, просто финансово не мог позволить себе купить картину Константина Маковского.
Он хотел видеть в своей коллекции «Боярский свадебный пир». Но 20 тысяч рублей Третьяков посчитал нереальной суммой для этой работы, и Маковский, увеличив ценник в три раза, продал ее коллекционеру в США. Он был богаче своих коллег-художников и по сегодняшним меркам являлся долларовым миллионером. Что говорить, если ему свой портрет заказывал президент США Теодор Рузвельт. Из-за пожара в Белом доме он не сохранился, но есть старые американские газеты с изображением этого портрета.

Если герой нашего прошлого материала Василий Пукирев последние дни провел в одиночестве, бедности, то Маковский жил в роскоши, трижды был женат, постоянно скупая всевозможный антиквариат для личной коллекции. Умер в 1915-м в результате несчастного случая. В экипаж Маковского врезался трамвай…

Дело в том, что в 1876-м в Болгарии, долгое время находившейся под турецким протекторатом, вспыхнуло освободительное восстание. Но оно было плохо скоординировано, и турки сумели его быстро подавить. Боевые действия сопровождались массовыми убийствами мирного населения. К примеру, в селе Батак, по разным оценкам, уничтожили до пяти тысяч мирных жителей, включая женщин и детей. Этот эпизод в том числе повлиял на начало русско-турецкой войны, повлекшей за собой освобождение Болгарии.

— Прочитав журналистские расследования, Маковский отправился вместе с русскими войсками на Балканы, — рассказывает Солодкий. — Он делает этнографические зарисовки и собирает у местного населения воспоминания о тех ужасах, происходивших в Болгарии. Под впечатлением от услышанного он и создал эту работу.

Что художник изобразил на полотне?

Персонажи картины Владимира Маковского «Болгарские мученицы» – это две молодых женщины, одна из которых, может быть, уже и мертва, младенец, которому, судя по всему, так и не придётся познать земную жизнь, и три турецких палача. Они обступили несчастную женщину и срывают с неё одежды, а та пытается в руках удержать рыдающего малыша, но взгляд её прикован уже не к чаду, а к замученной подруге, навзничь лежащей на полу. Около неё – лужи крови. Это следы пыток.

Судя по окружающим предметам и обстановке, действие происходит в православном храме, что ещё больше подчёркивает кощунственность происходящего. Храм варварски разорён, теперь настала очередь молодой матери и её ребёнка. Так и хочется сказать, что у этих турецких воинов нет ничего святого.

Если даже у них другая вера, то они могли бы остановиться перед человечком, который только начал жить, перед его матерью, без которой кроха не проживёт и дня, но жесткость этих трёх турок не оставляет никакой надежды на то, попавшие в плен останутся в живых.

Увековечив столь драматичный сюжет, Владимир Маковский решил продать свой труд, а вырученные деньги отослать в Болгарию – в помощь пострадавшим, чтобы хоть чем-нибудь помочь этому народу залечить свои душевные раны.

Благодаря этой картине мы теперь явственнее представляем, что такое – бесчеловечность, и как может искорёжить души любая война, пусть даже самая маленькая, пусть простое подавление бунта, но этого не должно быть на Земле.

Сцена насилия и убийства в православном храме башибузуками — турецкими наемниками из Албании и Малой Азии — двух женщин и маленького ребенка. Башибузуки отличались жестокостью, насилием и мародерством.

В виде наемников Маковский показал албанца, африканца и черкеса, которого выдает папаха. Почему именно черкес? Дело в том, что русские войска в 19-м веке вытеснили черкесов с их исконных земель на Кавказе, и они вынуждены были бежать в Турцию. И вполне вероятно, что кто-то из них мог оказаться в составе башибузукских отрядов.

— Когда Маковский выставил картину в 1877-м в Петербурге, она произвела потрясение, — говорит Солодкий. — Все плакали, и император Александр II в том числе. Художники часто писали работы на военную тематику, но чтобы солдаты насиловали женщин… Показывать такое было не принято. Изображенное на картине вызвало негодование. Люди требовали немедленно вмешаться и прекратить насилие. Маковский сработал практически как фоторепортер. Только здесь мы, конечно, имеем дело с журналистикой художественно переосмысленной.

После выставки художник продал картину и отдал весь гонорар в благотворительные организации — в помощь болгарскому народу. Примеру Маковского последовали многие зрители, посетившие выставку картины.

Сцену, безусловно, можно воспринимать буквально: три довольных палача издеваются над беззащитной девушкой и ее ребенком. Но, по словам эксперта, в картине есть более глубинный смысл, и связан он с религией.

— Это библейский сюжет. Когда Христос умирает и испускает дух, евангелист пишет: «И померкло солнце. И завеса в храме разодралась посередине». Имеется в виду храм в Иерусалиме. И Маковский нам показывает церковь, в которой Царские врата буквально выбиты ногами, а завеса разорвана на две части. Это прямая евангельская цитата! А девушка с ребенком на руках? Это же Дева Мария с младенцем Иисусом. Художник показывает, что посягнули не просто на женщин и детей, а и на саму православную церковь в образе Христа. И смерть показана не где-нибудь, а на самом церковном престоле. Маковский изображает геноцид и культурный, и этический, и религиозный. Получается, что бьет по всем болевым точкам интеллигенции.