Анализ картины Владимира Маковского Без хозяина - Маковский Владимир
Анализ картины Владимира Маковского Без хозяина

Анализ картины Владимира Маковского Без хозяина

Глядя на очередную работу русского художника Маковского, на лице появляется добрая усмешка. «Без хозяина» – название этой картины, которое кратко и наилучшим образом передает содержание.

Написал полотно живописец в 1911 году. Оно принадлежит по своему стилю к жанровой живописи. В. Е. Маковский снова проявил себя как мастер описания разных характеров и как человек с прекрасным чувством юмора.

Мы видим на изображении одну человеческую фигуру. Это парнишка, возможно, даже ребенок. На вид ему не больше тринадцати. Мальчишка явно пытается подражать хозяину комнаты.

Воспользовавшись отсутствием в доме людей, он бросает утомившую его уборку и предается безделью. Расслабившись в кресле, мальчик покуривает большую сигару, взятую с хозяйского стола. Взгляд заметно отрешен, он блуждает в неведомых грезах.

О чем же мечтает мальчишка? Видя, что в столь малом возрасте приходится ему работать не на лучшей работе, можно сделать заключение о небогатом состоянии семьи ребенка.

Вынужденный с детства разрабатывать на жизнь, он все равно остается озорным мальчуганом, далеким от взрослой серьезности и ответственности. Подражание хозяину – проявление детской игры, веселой забавы. Кто знает, может в будущем у него и вправду будет такой дом и собственный слуга.

Маковский чудесно описал интерьер. Пестрый ковер на паркете вторит цветастой скатерти. На ней расположена лампа в абажуре, пепельница. Темная добротная мебель красуется на фоне обоев изумрудного цвета.

Картина в широкой золотой рамке говорит о состоятельности ее владельцев. На пианино стоит ваза, а в ней – огромные разноцветные перья дивных экзотических птиц. Неуместно и комично при всем великолепии интерьера смотрится брошенный подростком на полу совок и пыльная тряпка, зажатая в его левой руке.

Картину «Без хозяина» Владимир Маковский написал в 1900-е годы. В ироничной сценке художник показал, чем занят мальчишка-слуга, пока домовладелец отсутствует. Подросток вальяжно раскинулся в хозяйском кресле. Он представляет себя богачом и курит сигару, томно закатывая глаза. Комично выглядит пыльная тряпка, которую ребенок даже не выпустил из рук. Видно, что он присел на минуту, не снимая рабочего фартука: вот-вот его шалость закончится и он снова примется за уборку. В этой картине Маковский иронизирует над выходкой ребенка и в то же время не скрывает своего сочувствия к его социальному положению.

Художник детально показал интерьер барской комнаты и запечатлел предметы роскоши: картину в позолоченной раме, пышный букет из перьев, разноцветную вышитую скатерть, дорогую пепельницу.

Для мальчика, который с юных лет вынужден усердно трудиться, это богатство недосягаемо.

Другие работы художника

Владимир Маковский был мастером коротких «рассказов»: его жанровая живопись всегда отражала не конкретную сцену, а целую историю. Художник продолжал линию творчества Павла Федотова и Василия Перова, которые изображали в своих произведениях жизнь «маленького человека».

Сюжеты полотен Маковского были понятны современникам. Например, о картине «Любители соловьев» Федор Достоевский говорил, что «в этих маленьких картинках есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».

В некоторых работах Маковского юмор уступал место настоящей драме. Такой была одна из самых знаменитых его картин «Свидание» 1883 года. В ней мастер запечатлел, с какой грустью мать смотрит на сына, жадно жующего булку. Мать не смогла содержать его сама, поэтому отдала на работу в барский дом. В сценке показано, как она тоскует от вынужденной разлуки, как больно ей видеть своего босого ребенка голодным и уставшим. Художник точно отразил переживания своих героев.

Теплота, человечность, внимание к жизни разных слоев населения — все это отличало картины Маковского. Его творчество высоко ценили и коллеги-передвижники, и коллекционеры.