Анализ картины Виктора Васнецова За водой - Васнецов Виктор Михайлович
Анализ картины Виктора Васнецова За водой

Анализ картины Виктора Васнецова За водой

Виктор Васнецов – художник удивительной судьбы. С его творчеством мы неразлучны с раннего детства. Именно тогда, и благодаря ему, мы впервые знакомимся с образами русского фольклора. Кому не известны «Богатыри», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке»? Мы с ними срастаемся с младенческого возраста и проносим с собой через всю жизнь, вплоть до глубокой старости. Художник сумел, благодаря своему таланту и искусству владения красками, пробудить в русской душе любовь к национальному характеру. Пусть кто-нибудь попробует представить нам Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича или Алёнушку в другом варианте. Мы их не воспримем, потому что они будут чужды привычным для нас образам.

Но творчество Васнецова не исчерпывается фольклорными мотивами. Помимо них он с успехом разрабатывал бытовую тему и был хорошим портретистом. Среди бытовых картин следует выделить такие шедевры как «С квартиры на квартиру» и «За водой».

В картине «За водой» автор показал обычную русскую крестьянку за обыденной работой. Крупным планом изображена молодая девушка с коромыслами, на концах которых висят деревянные вёдра, предназначенные для воды. Работа для неё привычная. Она легко идёт по лесной тропинке, пересекая берёзовую рощу. На ней белая рубашка и синий сарафан. Широкий передник подоткнут за поясок, чтобы не мешал. На голове расписной платок, а на ногах ничего нет, так легче идти. Девушка чувствует себя по-свойски и с любопытством посматривает по сторонам. На полотне детально прорисована только девушка. Задний план с берёзками и трава на обочине тропинки намечены крупными мазками. Несмотря на это, картина, благодаря выверенной прорисовке главного персонажа, очень впечатляет и даёт законченное представление о крестьянском быте России XIX столетия.

Эта картина выполнена в стиле Васнецова-передвижника. Главный замысел – показать простую русскую девушку за ее обычным занятием. На картине нет кричащих цветов и ярких красок. Но зато много естественных приглушенных тонов. Преобладают оттенки зеленого и коричневого.

На картине крупным планом изображена девушка, идущая за водой. Она идет по тропинке через березовую рощицу. За ней остались тонкие молодые деревца. Девушка – простая крестьянка. Она изображена с босыми ногами, в белой рубашке и сарафане синего цвета.

У рубахи короткие и широкие рукава, прикрывающие локоть. На голове у девушки красный платок с узором. На плечах лежит еще один платок. Вокруг талии повязан передник, нижний край его подогнут за пояс. Ноги девушки грязные, запыленные. На плечах она несет коромысло. Девушка придерживает правой рукой ведро, чтобы оно не болталось от ее шагов. Левую руку она положила на коромысло. Ведра висят деревянные, обитые металлическими обручами.

Девушка смотрит перед собой, слегка повернув голову направо. Ее рот чуть приоткрыт. Она как будто увидела что-то интересное вдали. Наверняка героиня картины не раз ходила этой дорогой по воду. Но в этот раз какой-то шум или что-то случайно увиденное привлекло ее внимание. Не замедляя шаг и не сворачивая с тропинки, она идет дальше.

На картине детально прорисована только девушка. Окружающий ее пейзаж нанесен крупными мазками без прорисовки. Нет ни цветов, ни птиц. Кроны берез на заднем плане сливаются. Отчетливо видны лишь их белые стволы.

Художник сумел изобразить естественность позы девушки, запечатлеть миг из ее жизни. Она привычными жестами справляется с коромыслом. Ведь для нее ходить за водой – это обычное дело. На ней надета простая повседневная одежда. Такой увидел русскую девушку Васнецов.