Анализ-сочинение картины Виктора Васнецова Иван-царевич на Сером Волке - Васнецов Виктор Михайлович
Анализ-сочинение картины Виктора Васнецова Иван-царевич на Сером Волке

Анализ-сочинение картины Виктора Васнецова Иван-царевич на Сером Волке

Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» несомненно самое сказочное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — захватывающая народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. Тревожно всматривается царевич в дремучий лес, уверенно и крепко держит он Елену. Похищенная же полностью покорилась своей судьбе. Прижавшись к своему похитителю, она старается не смотреть вокруг, напуганная самим похищением, лесом, волком.

Серый Волк вызывает особый интерес у зрителя. У Волка особенные глаза — человеческие. Перед нами оборотень, или волколак, как его называли славяне издревле. Однако, нет в его облике ничего кровожадного или дикого. Его образ полон преданности, отваги, самопожертвования.

Быстро летит Серый Волк по лесу. Если внимательно приглядеться, то видно, что вся группа героев словно парит над лесным болотом, окруженном дремучим и зловещим лесом. Оживляют окружающий пейзаж болотные лилии и цветущая яблоня. Откуда взялась яблоня возле лесного болота? Эта деталь отсылает зрителя к сюжету сказки, в которой именно с яблони, приносящей золотые яблоки, все и началось.

Сказочность сюжета подчеркивает одежда главных героев. Расшитый золотом кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием Елены. Золотой и голубой цвета в славянской мифологии были крепко связаны с горним миром, магией, чудесами. Серый Волк отнюдь не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.

Картина написана по мотивам русской сказки «Иван-царевич и Серый волк». Иван-царевич со своей любимой, Еленой Прекрасной несутся на Сером огромном хищнике сквозь лесную гущу. Зверь, верный приятель Ивана, уносит влюбленных от погони. Оглядывается по сторонам царевич и все крепче прижимает к груди свою Елену.

Елена же, отрешенная и безразличная ко всему прислонилась к груди своего спасителя. Она не озирается по сторонам, она боится смотреть на этот темный лес, на волка, она испугана погоней.

Особого внимания заслуживает Серый волк, персонаж это не просто сказочный, у него человеческие глаза. Это настоящий волколак. Так раньше называли оборотней. Но в этой сказке волк — герой положительный, отважный и преданный друг, помощник и спаситель.

Волк легко несет сквозь чащу леса своих всадников. Едва прикасаясь веток и земли, он практически летит.

Яркими кляксами на картине выделяются яблоневый цвет и болотные лилии. Откуда яблоня посреди лесной чащи на болоте? А это тоже сюжетная цепь — с яблони с золотыми яблочками начинается сказка.

Не менее сказочна и одежда героев картины. На царевиче кафтан, златом расшит, с позолоченной оторочкой и голубые одежды Елены. Да и Серый хищник совсем не серый, а со сказочной позолотой в шерсти. Картина тревожна и загадочна, сказочна и чудесна.

Толстые стволы дремучего леса скрывают беглецов от посторонних глаз. Легкой туманностью и таинственностью окутывается дорога. Волк уверенно летит сквозь гущу леса, волосы Елены развиваются на ветру.

Это произведение искусства было написано Васнецовым в 1889 году на Украине. В настоящее время картина вывешена в Третьяковской галереи. Иван-Царевич и его спутница спасаются бегством на сером волке.

Сюжет картины подчёркивает тему сказки и фантазии народного русского творчества. Это и таинственные деревья, дремучий лес, серый волк, который несёт на своей спине сказочных героев. Тем самым Васнецов пытается уйти от реального и настоящего, погружая зрителя в далёкое и неведомое сказочное прошлое.

В центре картины изображены стразу три героя сказки. Иван Царевич, одетый в роскошное королевское платье с встревоженным и угрюмым взглядом, устремлённым в глубину леса.

Елена Прекрасная в объятиях Ивана Царевича. Она напугана и одновременно покорна, преклонила свою голову ему на грудь и полностью доверилась Ивану. И, наконец, огромный и сильный серый друг Ивана – волк, который уносит от неминуемой погони своих наездников. Всё его тело напряжено, лапы вытянуты, уши прижаты, что подчёркивает всё движение волка устремлённое куда-то вперёд. Он уже устал от продолжительной скачки и едва удерживается на ногах, спасая своих друзей. Главные герои окружены дремучим лесом, который своими ветвями старается уцепить, и помешать путникам скрыться от погони.

Одновременно это передаёт зрителю опасность, нависшую над Иваном Царевичем и его избранной спутницей. Задний план картины не оставлен автором без внимания. Там виднеются стволы больших и вековых деревьев. Их ветви переплелись и едва могут пропускать солнечный свет.

Справа картины автор изобразил корявое, но цветущее дерево, а впереди топкое болото с цветущими кувшинками. Что может означать символ зарождения чего-то светлого, замечательного и надежду на лучший исход.