Анализ картины Виктора Васнецова Богатырский галоп - Васнецов Виктор Михайлович
Анализ картины Виктора Васнецова Богатырский галоп

Анализ картины Виктора Васнецова Богатырский галоп

Сюжет картины – изображение былинного русского богатыря в полном боевом облачении, верхом на мощном боевом коне. На полотне запечатлен момент прыжка коня с всадником. Для передачи активного движения использована диагональная композиция с подачей снизу – кажется, будто зритель смотрит на богатыря снизу вверх. Это создает дополнительное ощущение мощи и большой физической силы.

Диагональное расположение фигуры крупного вороного коня в прыжке подчеркиваются линиями копья и направлением движения облаков. Такой художественный прием добавляет изображению динамики. Крутая шея лошади, ее упрямо наклоненная голова, крепкая посадка богатыря – все это призвано продемонстрировать силу и волю к победе.

Чтобы фигура выглядела еще более внушительно, она изображена практически в контражуре, на фоне очень светлого неба. Вороной конь и всадник в богатых доспехах четко вырисовываются на светлом воздушном фоне. Их величину и силу подчеркивает низко расположенный горизонт и миниатюрные деревья вдали.

Эта картина – яркое символическое изображение силы и непобедимости русского народа, которое было призвано поднять боевой дух в военное время.

В своем творчестве В. М. Васнецов часто обращался к народным былинам и мифам. Чаще всего центральное место на таких полотнах отводилось богатырям. Не стала исключением и созданная в 1914 году картина «Богатырский галоп».

В центре полотна – всадник, напоминающий былинного богатыря. Он сидит на вороном коне. Васнецову удалось запечатлеть момент прыжка, когда копыта коня оторвались от земли.

Создается иллюзия, что богатырь занимает все пространство, от земли до неба. Вдали – лес, нарисованный в темных тонах. Голова всадника касается облаков.

Художник методом композиции изобразил движение, момент прыжка. Конь полностью напряжен, ноги поджаты в прыжке, голова чуть опущена. Всадник повернулся лицом к зрителю. Он настолько доверяет конскому чутью, что даже не смотрит, куда тот скачет и не держит узду.

Картина написана в 1914 году, в самом начале Мировой Войны, когда еще никто не знает, к чему придет. Богатырь находится в полной боеготовности – меч на поясе, щит в руке, копье у седла, взгляд устремлен вдаль, высматривая врагов.

Для создания большей напряженности задний план (лес, холм вдали) выписан в темных тонах. На картине запечатлен ранний рассвет. Солнце вот-вот взойдет, задний план уже окрасился в различные оттенки красного и фиолетового.

В отличие от многих других картин Васнецова, богатырь здесь абстрактный. У него нет имени, нет строго определенной цели или ее выбора. Одна из целей художника – усилить патриотический дух на новой войне, показать, что это не первая и не последняя битва на земле. Все это еще более подчеркивается изображением бескрайних русских просторов – на самом деле деревья не маленькие, они просто очень далеко.

В целом, картина для художника вполне обычна. Находится она в московском доме-музее Васнецова.