Картину «Витязь на распутье» писал русский художник Виктор Васнецов в течение не одного десятка лет: с начала 1870-х по 1882 год.
Это полотно – одна из любимых и известных работ среди людей, даже мало понимающих в живописи. В этом сюжете, относительно раннем в истории своего творчества, Васнецов изобразил былинного русского воина, что остановился у горюн-камня. Как и все картины художника, эта пронизана невероятной атмосферой. Только в этот раз – печальной и угрюмой.
Наблюдая за тем, как витязь с поникшей головой читает надпись, кем-то давным-давно нацарапанную на поросшем мхом камне, невольно окунаешься в глубину веков, и только мрачные мысли приходят голову от прочтения едва различимых букв. А как же иначе, если текст на глыбе гласит: «Как прямо ехати – живу не бывати. Нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». И, как видно, действительно, не один уже воин здесь сложил свою голову. А над полем летает воронье, как будто ожидая очередного храбреца.
Хотя картина и называется «Витязь на распутье», на самом деле распутья нет, потому что нет дороги впереди, путь прегражден. И назад богатырь не может ехать, потому что тогда не сможет спасти Землю Русскую и избавить ее от врагов и супостатов. И для него, как для витязя, двигаться прямо – единственно верная задача. Именно в этом живописец увидел «распутье». Выбор вроде бы есть, но для героя его нет. И даже копье опущено, и верный конь склонил голову, будто понимая всю безысходность.
С помощью пейзажа живописец очень точно передал атмосферу сказочности, былинности: бескрайние просторы с торчащими из земли белыми камнями, плавно вырисованный горизонт и уходящее за него солнце.
Необходимо было подобрать такую цветовую гамму, что сделала бы картину естественной, соответствующей тому времени. И это у Васнецова получилось. Выбрав основным цветом болотный с коричневым вкраплением, он подчеркнул серость и мрачность смысла изображенного.
Белый конь выделяется на фоне произведения будто намек на светлое будущее витязя, но остальная палитра, включая серый цвет кольчуги и щита, все-таки говорят об обратном. Таким невероятно точным цветовым подходом художнику удалось описать трагичность и драматичность своего творения.
Картина Васнецова «Богатырь» или «Витязь на распутье» почему-то всегда вызывает ассоциации не с Ильей Муромцем, но со Святогором, ищущим, куда бы силу приложить. Наверное, потому, что васнецовского Илью Муромца мы все слишком хорошо знаем «в лицо» по картине «Три Богатыря».
Однако это и не Святогор, и никто иной из известных былинных героев. К тому же, лица витязя нам не увидеть. Начало картине положил эскиз 1870-ого года – «Витязь на коне и в кольчуге», известно, что на более ранней стадии работы Васнецов располагал своего богатыря лицом к зрителю. Но затем, видимо, более важным для художника стало содержание надписи на камне «в чистом поле» (опять же, на ранних версиях картины, на эскизах, дорога БЫЛА, но на заключительном варианте художник её убрал.
Возможно, для того, чтоб подчеркнуть безысходность рыцарского пути: на камне есть только одна из трех «традиционных» подписей – «прямо пойдешь, живым не бывать!». Фрагменты скелетов, черепа, рассыпанные в траве у камня, утверждают в этом впечатлении. А если прибывать мрачное предзакатное небо, воронов над полем, драматические ощущения нарастают. Так что, вполне возможно, Васнецов нарисовал именно Святогора, чей путь закончился трагически.
Интересно, что, хотя Васнецов трудился над картиной почти пятнадцать лет (конечно, параллельно работая над другими полотнами), всякий, кто повидал картину в Третьяковке, отмечает – «а копье-то не рыцарское, пехотное!». Впрочем, это можно разглядеть и на качественной репродукции: у копья есть «подток», его второй конец тоже окован – так пешему удобней втыкать его в землю, отражая атаку тех же конных витязей. Всаднику же такая отделка нижней части древка не только неудобна, но и способна повредить! Так что это произведение Васнецова, в своем роде, уникально не только нехарактерной для творчества Виктора Михайловича мрачностью, даже безысходностью, но еще и вот этим «копьем пехотинца в руках конного витязя».
Что это, редчайшая ошибка гения, или Васнецов намекает нам, что русский витязь, даже потеряв коня (хотя именно эту надпись он убрал с камня), готов и пешим биться с кем угодно? Ведь на всех остальных – а их около сотни! – васнецовских картинах, эскизах, набросках с конными витязями и богатырями, копья в порядке, как, к примеру, на картине 1914 года «Богатырский скок» или великолепное копье Ильи Муромца на прославленном полотне «три Богатыря».