Виктор Васнецов – русский художник, известный своими мифологическими и былинными картинами. Среди его работ, посвященных сказочным персонажам, особенно выделяется изображение Саваофа. Истинное значение его сакрального имени давно утеряно на страницах истории, но в Библии Саваоф несколько раз упоминается как «Господь воинств Ангельских».
Видимо, именно в этом значении он предстает в произведении Виктора Васнецова.
На полотне изображен Бог Саваоф. Его фигуру, расположенную в центре полотна, поддерживают престолы. Их крылья розовато-охристого цвета, контрастирующие с чернильно-синим небесным сводом, направлены вверх в стороны, что образует восходящие диагонали и создает динамичный эффект.
Центральная фигура окружена множеством ангелов, серафимов и херувимов. Кольцевая композиция произведения создает у зрителей ощущение непрерывного кругового движения небесных существ.
Бог – древний, но величественный старец с белоснежными косматыми волосами и такой же седой бородой, обрамляющей лицо. На груди под бородой изображен Святой Дух в образе белой голубки. Над головой сияет нимб в виде шестиконечной звезды Давида – это олицетворение божественной мудрости, а также символическая отсылка к Ветхому Завету.
Саваоф выглядит печальным и уставшим – многодневный труд по созданию мира очень утомил его. С двух сторон к его опущенным плечам прижимаются серафимы, обнимая и утешая Создателя. Херувимы держатся на почтительном отдалении, взирая на божество со священным трепетом.
Фоном к произведению выступает ночное космическое небо, с плывущими по нему светилами и небесными телами – наметанный взгляд сразу узнает планеты Юпитер и Сатурн. В нижней части полотна изображены последние сполохи догорающего заката, оттененные розовыми и лиловыми облаками. Такие живописные детали придают религиозному сюжету достоверность, а множество зашифрованных символов добавляют простому, на первый взгляд, сюжету глубокий смысл.
Саваоф – одно из имен бога, сокровенный сакральный смысл которого затерялся во времени. Считается, что оно означает «Господь воинств Ангельских», в этом значении это имя несколько раз используется в Библии.
Очевидно, что в картине художник обыгрывает именно этот потаенный смысл божьего имени, так как центральная фигура Саваофа окружена сонмами серафимов, херувимов и престолов. Особое строение композиции создает ощущение непрерывного движения по кругу. Размещенная в центре фигура бога поддерживается престолами с крыльями охристого цвета. Их крылья направлены вверх по диагонали, создавая непрерывную линию с фигурами херувимов, расположенных в верхних углах полотна. Такое размещение сопутствующих фигур формирует обрамление главной фигуры, а за счет размещения по восходящим линиям и появляется эффект движения.
Пространственную глубину полотну придает фон – это изображение неба в его космической интерпретации. На нем размещены звезды и светила, в том числе и узнаваемые сразу планеты – Юпитер и Сатурн. Все космические тела также расположены особым способом – по овальной линии с восходящими к верхним углам картины концами. Это также помогает созданию глубины изображения и движения.
Главная часть полотна – это изображение бога, уставшего, опустившего руки, поддерживаемого с обеих сторон огненными серафимами. Саваоф печален, он утомлен трудами по созданию мира, серафимы с нежностью и любовью прижимаются к его плечам, жалея и обнимая своего Создателя. Херувимы в священном трепете взирают на создателя Вселенной. На груди у бога Святой дух в виде голубки.
Нимб за головой Саваофа украшен шестиконечной звездой Давида – символом мудрости. Это также можно считать отсылкой к Ветхому завету. Хоть картина на первый взгляд кажется простой и понятной, при внимательном рассмотрении можно обнаружить многослойный подтекст, который очень увлекательно расшифровывать.
Мастер российской живописи – Виктор Васнецов завершил напряженную работу над полотном «Бог Саваоф» в 1896 году. На картине изображено христианское божество, величаемое Господом сил. В других источниках его деятельность связывают с освободительными войнами во благо плененного иудейского народа.
Повествование о данном мифическом герое встречается на страницах Ветхого Завета. Этому Богу приписывают абсолютное могущество. Всеобщее мнение сходится в признании Саваофа единственным повелителем земли, неба и звезд.
Таким же его изображает художник. Он пишет всесильного старца в сияющей, белоснежной тунике, сильные руки которого распростерты в открытом жесте. Владыка открывает нам свои ладони, как бы сообщая о благости своих намерений. Его глубокий, спокойный взгляд, умудренный многовековым опытом, смотрит не на зрителя, а куда-то внутрь сознания самого божества. Он одновременно с нами и где-то в своих размышлениях. Лик его окружен сферой с четко обозначенной пятиконечной звездой, прикрываемой седыми прядями волос. В центре фигуры мудреца Васнецов обозначил большой золотистый круг, в котором находится молодой голубь.
Видимо, это символизирует стремление к гармонии, чистоте и миру во вселенной. Окружение Бога довольно необычно. Прямо вокруг него находятся мифические существа с телами огненных птиц и человеческими головами. Они тесно прильнули к повелителю, облобызали его плечи и склонились к самым стопам.
Сказочные сирины застывают с выражением благоговения на кротких лицах. Чуть в отдалении от центра холста мы наблюдаем ангельских существ, склонивших свои лики с безмолвном поклоне. Один из ангелов замер перед великим Саваофом, непрерывно глядя на него восхищенными глазами, руки его скрещены на груди в форме креста. Он словно уповает божеству все свои чаяния.