Анализ картины Михаила Врубеля Богатырь - Михаил Врубель
Анализ картины Михаила Врубеля Богатырь

Анализ картины Михаила Врубеля Богатырь

Картина Богатырь раньше называлась по-другому. Когда работа была выполнена в первый раз, то Врубель назвал ее Илья Муромец. Тогда художник написал ее без рабочих набросков. Напоминала она обычный прямоугольник, а сверху над ним было острое копье. В принципе, как следствие, картина получила массовое признание, а задачи и цели художника были решены. Кстати, писать свою картину художник начал с головы коня, которая была выверена до миллиметра. Эта лошадь получилась грациозной, мощной и ломовой, такая, какая нужна была этому богатырю. Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. А может быть этим автор работы хотел сказать, что лошадь, как символ земли, которая питается силой и мощью из самых недр. Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий.

Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно. Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. Одежда, которая видна на богатыре, написана в русском классическом стиле, то есть все мы ее прекрасно знаем и понимаем. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. Художник постарался сделать образ богатыря таким, чтобы было ясно, весь русский народ окутан мощью и мудростью. Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. Врубель придал этой картине родной и народный смысл, это настоящая музыка, которая переходит в гимн. Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством. Возникает ощущение цельности и сопричастности. Лучшего патриотического образа и не создать.

Картину “Богатырь” написал русский художник Михаил Врубель в период с 1898 по 1899 года.

Когда темная сказка становится яркой былью

Автора всегда тянуло к тайне, духовности и исконной чистоте былины – традиционной русской героическое поэме. Богатырь, снаряженный как полагается, и его верный конь – неотъемлемые части окружающего их мрачного леса, будто хранящего страшные секреты.

Вероятно, необыкновенное ощущение от полотна было еще ярче, пока первый его обладатель не решил “подровнять” квадратный оригинал. Картину подрезали с 3 сторон и поместили в готическую раму.

Врубель писал “Богатыря” без всяких эскизов, сразу на холсте. Утрированный персонаж, фантастичная, нарочитая сказочность, даже пропорциональные и перспективные изменения оправданы в этой картине и выглядят очень гармонично.

Автор писал это произведение с упоением. Он заложил в сюжет простой, но такой глубокий смысл: показать символику гармонии и цельности образа былинного богатыря. В герое полотна невооруженным глазом видна невероятная мощь, но меж тем глаза его удивляют детскостью и наивностью.

Персонаж одет богато, как и его верный конь. Животное будто вырастает прямо из-под земли, единится с ней и питается природной мощью.

Пейзаж, окружающий героев – тоже кладезь фантастических мелочей. Над головами богатыря и его коня – багреет закатное небо. В этих сумерках мелочи сюжета практически неразличимы, но возможно именно поэтому удивительно сильно позволяют зрителю проникнуться атмосферой сказки.

Сюжет поглощает взор и мысли зрителя, мистическим образом заставляет поверить в то, что происходящее на картинке – реально. Сказка, даже такая гиперболизированная, фантастическая и с такой, казалось бы, тяжелой палитрой, – становится былью прямо на глазах.

Это произведение высоко оценил композитор Римский-Корсаков.

Полотно хранится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.

Работа была написана мастером очень быстро, без предварительных эскизов, практически сразу на холсте. Нарочитая сказочность, утрирование образа, фантастичность содержания — все в этой работе выглядит оправданным и гармоничным. Даже искажение пропорций и нарушение перспективы не выглядит чем-то неоправданным и излишне эмоциональным.

Мастер работал над своим богатырем с упоением, его главной идеей стало выражение символического смысла гармоничности и цельности былинного образа. Богатырь у мастера, хоть и небывалой мощи, но с удивительно детскими и наивными глазами.

Богато одет былинный воин. Его верный конь словно вырастает из земли, сливаясь с ней и впитывая всю силу природы.

Окружающий героя лес также полон сказочных и фантастических деталей. Над головой героя — багряное вечернее небо. Едва различимые детали позволяют зрителю проникнуться сказочной атмосферой, созданной автором. Картина удивительным образом вовлекает зрителя, удерживает его внимание и заставляет поверить в реальность изображения. Сказка становится жизнью…

Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. Врубелем невероятно быстро, в течение пары недель, практически без предварительных эскизов и набросков. По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. Заостренную сверху в виде огромного, тяжелого треугольного копья форму, она получила позже. В целом в картине нашли отражения самые монументальные и смелые замыслы художника.

Писать своего «Богатыря» Врубель начал с головы лошади, для которой искал нужный ракурс поворота. Настоящая русская ломовая под стать своему седоку, то ли под его грузом просела и копытами ушла в землю, то ли она вырастает из недр матушки-земли, питаясь ее силами, воплощая ее мощь. Где-то далеко внизу, не дотягиваясь до колен, растут сосны и ели, темным фоном, причудливо изгибаясь, виднеется на втором плане заколдованный лес.

Огромной глыбой, словно массивная великан-гора, очерчена фигура русского богатыря, составляющая единое целое с телом коня и далее – с лесами, полями, землей и небом. Традиционная для русских богатырей одежда, узнаваемая нами, органично смотрится в сочетании красок, тонов, линий общего фона картины. В облике богатырском органично сконцентрирована сила и мощь земли и народа, исполненные величавого спокойствия и мудрости.

Черты лица не выписаны под конкретного героя одной из былин, имеют общие, обобщенные очертания, носят скорее символический, нежели индивидуальный характер. Картина в целом поражает титанической фантастичностью, чудовищной мощью и монументальностью. Гиперболичность выражена в самом подходе к воплощению богатырского начала, в одухотворенности природы и народного творческого духа. Сам автор назвал свое произведение музыкой цельного человека, которая звучит гимном родине.