Анализ картины Виктора Васнецова Богоматерь с младенцем - Васнецов Виктор Михайлович
Анализ картины Виктора Васнецова Богоматерь с младенцем

Анализ картины Виктора Васнецова Богоматерь с младенцем

Великий сказочник Виктор Васнецов, к сожалению, мало кому известен, как автор храмовой живописи. А его работы находятся в Санкт-Петербурге (храм Спаса-на-Крови) и в подмосковном Абрамцеве (церковь Спаса Нерукотворного). В течение 10 лет он расписывал киевский собор св. Владимира. То был поистине подвижнический труд. Сам художник считал эту картину своим «путём к свету». Им было создано до четырехсот эскизов и покрыто фресками около двух тысяч кв. м стен знаменитого храма. Изображение Богоматери с младенцем, написанное Васнецовым в апсиде алтаря, является одним из шедевров русской иконописи.

В качестве эскиза для росписи Владимирского собора Васнецов использовал написанную им в 1889 году картину «Богоматерь с младенцем». На этой картине, занимая почти всю площадь полотна, изображена Богоматерь, идущая прямо вперёд с маленьким Иисусом на руках. Создаётся впечатление, что младенец Христос, вытягивая вперёд свои божественные ручонки, благословляет всех, кто находится перед ним. В отличие от канонических икон, лики Богоматери и её сына выписаны как живые лица обычных людей. Но головы их, как и полагается в храмовой росписи, окутаны божественным нимбом, что указывает на их необычное происхождение. Фон картины тоже весьма оригинален. Он выполнен так, что невозможно понять, в воздушном пространстве движутся фигуры или по земле.
Художнику удалось создать такую картину, которую зритель воспринимает как естественную, лишённую всякой фантасмагории, и в то же время ощущает святость от её лицезрения. Достигается это благодаря тому, что глаза Богоматери проникнуты печалью, но в них в то же время выражена любовь к своему сыну. Картина «Богоматерь с младенцем», перенесённая на алтарь Владимирского собора, является одновременно вершиной и светской, и религиозной живописи.

Религиозная живопись очень формальна и создается по строжайшим канонам, однако Васнецову удалось внести свое личное видение в классическое изображения Богоматери с младенцем Христом, не нарушая общепринятых правил. Эта роспись плафона собора выполнена на насыщенном золотом фоне, создающем эффектное объемное сияние вокруг четко прочитывающихся на нем фигур. Создается впечатление, что изображения не написаны на сырой штукатурке, а вырезаны из камня, настолько рельефными и объемными они кажутся издалека.

Особый трагизм изображению матери и сына придают насыщенные, темные и мрачные краски, которыми выполнены одеяния Богородицы. Темно-синий цвет хитона и головного платка на фоне золота кажется почти черным, словно предрекая, что этой женщине придется носить траур по безвременно утраченному сыну. Младенец Христос окутан чистой белой тканью, как сиянием, однако и на него пала черная тень от мрачного одеяния матери.

Обращает на себя внимание поза, в которой запечатлена Богородица, хоть она и соответствует канону церковной живописи. Она стоит слегка боком к зрителям, правой рукой прикрывая ребенка, как бы защищая его от опасного влияния окружающего мира. Богородица здесь такая же мать, как и все остальные земные женщины – зная о божественности и предназначении своего дитя, она по мере своих сил старается оградить его от зла.

При помощи буквально нескольких штрихов Васнецов сумел придать плоскому изображению объемности и движение, которое подчеркивается световыми линиями округлой формы за фигурами и изображениями крылатых ангелов.

Младенец Христос с красивым лицом ребенка и совершенно взрослыми глазами изображен в классической благословляющей позе. В целом изображение оставляет ощущение внутреннего драматизма и сильнейшего накала чувств. Это очень сильное и выразительное полотно.

Виктор Михайлович Васнецов, известный большинству по картинам сказочной тематики, очень много работал над росписью различных храмов. До сих пор любой желающий может полюбоваться его работами в Храме Спаса-на-Крови (Санкт-Петербург), Владимирском соборе (Киев), церкви Спаса Нерукотворного (Абрамцево) и многих других, расположенных как в нашей стране, так и за ее пределами.

Особое место в его творчестве занимает образ Богородицы. Отдельно стоит остановиться на полотне «Богоматерь с Младенцем», написанной художником в 1889 году. Именно эта работа Васнецова послужила эскизом для росписи Владимирского собора.

Практически всю площадь картины занимает фигура идущей прямо на зрителя Богоматери, несущей на руках Младенца Христа. Завернутый в пелену Младенец изображен с поднятыми вверх и тянущимися к зрителям руками. Он как бы благословляет, представших перед ним. Как и должно быть в любой иконографии, головы обеих фигур окутаны золотистым свечением, олицетворяющим их божественную суть. Оригинально выполнен фон, на котором изображены фигуры. Нельзя с определенной уверенностью сказать ступает ли Богоматерь по земле или движется по небесам.

Лица Богоматери и Младенца необычайно живые. Это не канонические лики смотрящие со стандартных икон. На полотне Васнецова зрители видят обычных людей. Фигура Младенца и его положение также вполне естественны, и не вызывают ощущения фантасмогоричности происходящего. Глядя, на полотно у зрителя возникает образ обычной женщины, несущей на руках ребенка. Ее глаза печальны, но они светятся невероятной любовью к своему сыну и ко всему миру.

Идея представить Богоматерь именно такой, была навеяна художнику образом его супруги с сыном на руках. В дальнейшем подобный образ Богородицы активно использовался в русской иконографии и получил название Васнецовская Богоматерь.