Анализ картины Василия Васильевича Кандинского Сумеречное (1917) - Василий Кандинский
Анализ картины Василия Васильевича Кандинского Сумеречное (1917)

Анализ картины Василия Васильевича Кандинского Сумеречное (1917)

Для Василия Кандинского 1916–1917 годы – время внутренней раздвоенности, свидетельствующей о состоянии кризиса. Художник создает беспредметные работы, полные душевного смятения и беспокойства. В работах 1917 года исчезает магия цвета – прежний «хор красок» не может выразить «смутные» переживания автора.

Произведение относится к зрелому периоду творчества художника и было написано в Москве, где Кандинский жил после возвращения из Германии в начале Первой мировой войны. Название полотна призвано подчеркнуть безмерную широту мира ассоциаций, образов, ощущений, рождаемых в процессе творчества. Содержанием картины является «высвобождение» энергии движения, цвета, линии из области разумного, осознанного, поиски в области подсознательного, интуитивного. Художник писал: «Эти внутренние созревания не поддаются наблюдению: они таинственны и зависят от скрытых причин».

«Сумеречное» Кандинского – это уже не отвлеченная «композиция» или «импровизация». Вихри красок, горение живописной «материи» являются здесь выражением душевного напряжения, мрачных предчувствий. Трагические ноты слышатся в переплетениях рваных черных линий, образующих каркас композиции. Неспокойный, бурлящий темный фон подобен морскому шторму, с сильными волнами, все поглощающими и неожиданно выбрасывающими обломки некогда прекрасных жизненных форм. Их столкновение и концентрация в центре картины, цветовая экспрессия создают ощущение симфонического звучания во всей его полноте, силе и мощи. Не сразу прочитываемые, излюбленные художником образы корабля и рыбы в этом контексте становятся символами жертвенности и бесприютности, одиночества художника в окружающей его действительности.

Кандинский являлся одним из самых известных художников двадцатого века, став лицом абстрактного искусства. Практически все картины, написанные до 1921 года, были отражением Апокалипсиса. Данная картина не нуждается в объяснении, так как абстрактное искусство отвлекает от конкретных образов и формирует у зрителей индивидуальное отношение к тому, что изображено на холсте. Художник предпочитал манеру спонтанного письма, которое изображает таинственные формы, являющиеся загадочными монстрами, словно сошедшими с полотен Босха. Творец словно бы создаёт мир кошмаров, таящих в себе немало тайн.

Художник на протяжении некоторого времени изучал творчество душевнобольных, вдохновляясь их необъятным внутренним миром, не различающим реальности и вымысла. Он пытается понять, как действует внутреннее видение, различая цвета и гармонию форм. Некоторые видят в этой картине целую Вселенную, которая находится в хаосе и скрывает в своём пространстве зло. Она вызывает такие эмоции, как тревога, смятение и предчувствие чего – то трагичного. В то же время, Кандинский очень ярко и глубоко изобразил диковинную красоту разрушения.

Мастер создал полотно, находясь в России и переживая нелёгкий период в своей жизни. В стране происходили события, которые негативно отражались на людях, заставляя их переживать смутные времена и видеть страдания других. Это отразилось на творчестве художника, который очень переживал за свою родину. Кандинский очень много путешествовал, побывав в таких странах, как Африка, Франция и Италия. Он долгое время прожил в Берлине, но свои последние годы жизни провёл в Париже, став одним из участников интернационального художественного процесса. Он вошёл в историю, как график, теоретик и основоположник абстракционизма.