Анализ картины Василия Кандидского Озеро - Василий Кандинский
Анализ картины Василия Кандидского Озеро

Анализ картины Василия Кандидского Озеро

Василий Кандинский, чье творчество связано в равной мере с Россией, Германией и Францией, стал одним из основоположников абстрактного искусства. Юрист по образованию, в тридцать лет приглашенный занять кафедру в университете, Кандинский круто изменил свою жизнь, решив посвятить ее живописи. С 1897 года он жил в Мюнхене, где занимался вначале в частной школе-студии Антона Ашбе, а с 1900 года – в Академии художеств у Франца Штука.

Расцвет художественной карьеры приходится на годы учительствования в одной из мюнхенских художественных школ. Школа была расположена в довольно красивом месте у слияния рек Фильс и Наб. Открывающиеся взору прекрасные виды не подлежали словесному описанию, но их с легкостью передавала кисть художника.

В конце 20-х годов XX века художник перебирается в Мурнау – небольшой городок близ Мюнхена. Здесь в тиши сельского захолустья он создает одну из своих лучших работ – “Озеро”. Картина Кандинского Озеро написана в духе эксперссионизма. Несмотря на то, что полотно фактически создавалось с натуры, ничего общего с настоящими видами озера оно не имеет. Живописец справедливо полагал, что его кисть должна запечатлевать не просто отдельные предметы, людей, растения, а их аромат и привкус, чувства и эмоции. Важно не показать, а заставить почувствовать и понять.

При написании картины были использованы глубокие синие, оранжевые и даже зеленые цвета. Буйство красок простирается всюду, куда хватает человеческого взора. Озеро занимает все полотно картины, в правой его части виднеется несколько небольших суденышек. По всей видимости, они принадлежать рыбакам, либо любителям вечерних прогулок. Озеро писалось на закате, потому его гладь обагряется солнечными лучами. картина светлая, эмоциональная, завораживающая.

В годы Второй мировой войны, часть работ Кандидского едва не была утрачена. Нацисты сочли искусные полотна художника дегенеративными, потому они не только были запрещены к показу, но и едва не были изъяты для уничтожения. Сохранились картины благодаря усилиям подруги художника, выставлявшей их у себя в доме.

В 1908 году он поселился в городке Мурнау в Баварских Альпах. Картины, написанные там, отличает предельная обобщенность натурного мотива, резкое сопоставление локальных «звонких» цветов. Они заставляют вспомнить и французских фовистов, и живописцев группы «Мост» с их резким, вызывающим колоритом, и, конечно, народную баварскую живопись на стекле, которой увлекался художник. Однако до конца 1900-х годов он был одним из многих других живописцев, искавших новые формы в искусстве. Кандинский вспоминал: «Мне становилось все яснее, я все с большей силой чувствовал, что центр тяжести искусства лежит не в области “формального”, но исключительно во внутреннем стремлении (содержании), повелительно подчиняющем себе формальное. Так постепенно мир искусства отделялся во мне от мира природы».

Картина «Озеро» входит в группу произведений Кандинского, которые непосредственно предшествуют его абстрактной живописи. В ней гармонично сосуществуют предметный и беспредметный принципы. Зритель видит лодки с красными веслами, гребцов, сидящих в них, замок на берегу озера. Однако остальные части композиции каждый может трактовать по-своему. В центре картины яркое пятно света сообщает всему холсту энергетический заряд. Озаренные этим светом белые лодки с гребцами, двигаясь по диагонали, плывут по черной бездонной поверхности фантастического озера, у которого нет берегов, и непонятно, где кончается вода, а где начинается небо или земля. «Озеро» – первое произведение Кандинского, поступившее в 1922 году в отдел новейшей живописи Третьяковской галереи.