Анализ картины Василия Поленова Право господина - Поленов Василий
Анализ картины Василия Поленова Право господина

Анализ картины Василия Поленова Право господина

Василий Поленов – художник-реалист. Полотно “Право господина” Василия Поленова создано в 1874 году. Местом хранения является Государственная Третьяковская галерея. В основу сюжета картины легло средневековое право феодала на проведение первой ночи со всеми девушками, решившимися выйти замуж в его владениях. Подобное право существовало во Франции, Шотландии и Англии. В России о нем также было известно.

Накануне свадьбы, феодал имел право явиться к невесте и провести с ней первую брачную ночь. Если после этого девушка оказывалась в положении, ребенок признавался наследником ее фактического мужа, но в случае отсутствия детей у феодала, мог быть признан и его наследником. Следует отметить, что существование права первой ночи не было прихотью высшей знати. Подобное право было насущной необходимостью для тех, чьи жизни в любой момент могли прерваться вследствие заражения чумной болезнью, проказой, оспой, ранения в бою, отравления, либо несчастного случая. Смерть феодала, не оставившего после себя законного наследника, могла иметь неприятные последствия для его вассалов.

Василий Поленов, закончивший в 1871 году Императорскую академию художеств с большой золотой медалью по классу исторической живописи и получивший право на пенсионерскую поездку за границу, должен был по ее окончании привезти в качестве отчета полотно на исторический сюжет. Среди массы задуманных и начатых во время путешествия работ на исторические сюжеты – «Кто из вас без греха», «Право господина», «Блудный сын», «Арест гугенотки» («Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’ Этремон») и других – осуществлены были только «Право господина» и «Арест гугенотки» (1875, Государственный Русский музей). Обе картины были близки западной позднеакадемической исторической живописи, с ее стремлением к документально-визуальной точности в воспроизведении деталей, интересом к литературно-романтическим сюжетам и своеобразной театрализацией.

По поводу сюжета картины Поленов писал в марте 1874 года конференц-секретарю Академии Художеств Петру Исееву, сообщая о том, что, путешествуя по Германии и осматривая старые феодальные замки, ему «представились взаимные отношения баронов с вассалами». Тогда он задумал написать картину, взяв сюжетом одно из феодальных прав барона: «… право, по которому всякая девушка перед вступлением ее в замужество принадлежала барону. Право это называлось… “Закон первой ночи”. Барон вышел под вечер посмотреть на приведенных для выбора девушек, обвенчанных в этот день».

Задумав картину с обличительным подтекстом Поленов потратил много сил для выражения психологического состояния персонажей – приведенных в замок крестьянских девушек-новобрачных, сопровождаемых почтенным старцем, самодовольного господина, пристально рассматривающего девушек, его гостей, толпы крестьян, сдерживаемых охраной. В процессе работы художник видел основной недостаток картины «в передаче чувства и выражения в лицах», понимая, что именно в этом сказалась его неумелость «в передаче своей мысли и своего чувства». Но в конечном счете она произвела большое впечатление общей выразительностью композиции, красотой ее живописи. Особенное внимание критиков привлекло изображение архитектуры старинного средневекового замка, освещенного нежными серебристо-розовыми лучами предвечернего солнечного заката, на фоне которого происходили события, погружающие зрителей в коллизии средневековой жизни.

Полотно станет первым приобретением произведения художника Павлом Третьяковым в свое собрание.

О справедливости и моральной стороне вопроса говорить не приходилось.

Не зная историю возникновения данного обычая, сложно предположить, что действие, происходящее на полотне, не является обычным визитом вежливости. Центральное место на картине отведено трем молодым девушкам и пожилому старику, застывшим на пороге дома перед богато одетым мужчиной.

Взоры молодежи потуплены, спина мужчины сгорблена, суровое лицо испещрено морщинами, на нем маска страдания. Девушки одеты в скромные темные одежды, руки их скрещены на груди, либо талии, они явно не испытывают желания находится в этой обстановке, они стараются не смотреть на мужчину. Последний между тем ничуть не стесняется своего положения, его руки упираются в бока, взгляд суров и пронзителен, в нем читается удовлетворение и даже радость. Высокое положение его подчеркивает дорогой камзол, шляпа и белый гончий пес, внимательно всматривающийся в нежданных гостей.

Задний план картины представляет собой типичный средневековый замок с башенками, арочными входами, рыцарями у ворот и снующей повсюду челядью. Картина написана яркими масляными красками, но несмотря на это она достаточно мрачная, что заставляет зрителя внимательно всматриваться в каждую из деталей ее составляющих.