Анализ картины Василия Поленова На Тивериадском озере - Поленов Василий
Анализ картины Василия Поленова На Тивериадском озере

Анализ картины Василия Поленова На Тивериадском озере

Замысел картины «На Тивериадском (Генисаретском) озере» возник у Василия Поленова, вероятно, во время его первого путешествия на Ближний Восток, которое он совершил в 1881–1882 годах с целью сбора материалов для картины «Христос и грешница (“Кто из вас без греха?”)» (1887, Государственный Русский музей). Воспринимая Иисуса Христа как реально жившего человека, Поленов считал, что необходимо «и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности». Для воссоздания исторически правдивой обстановки, в которой происходили евангельские события, художник предпринял путешествие по Египту, Сирии, Палестине, результатом чего явилась серия этюдов.

Одна из самых проникновенных картин гения русского пейзажа имеет неточную датировку создания: примерно 1885г. Тивериадское (Генисаретское) озеро Поленов изображал не раз, живописец посвятил этому месту несколько полотен Евангельского цикла. Местность в Палестине он посещал лично, когда впервые совершил поездку по восточным странам. Вояж стал решающим в творческом плане, определившим становление художника-пейзажиста.

При написании холста На Тивериадском озере Поленов применил излюбленную композицию, когда сопоставляются ближний и дальний планы. Каждому зрителю кажется, что он оглядывает местность с невысокого холма, и открывающиеся взгляду просторы видны до самого горизонта, где постепенно светлеющее небо мягко спускается на невысокую горную цепь.

Озеро написано с большой любовью и внутренним трепетом – из всех российских мастеров пейзажа только Поленову удавалось так мастерски соединять реалии и поэтичность в изображении окружающей природы.

На пустынных озерных берегах тихо и пустынно. Лениво плещется вода у каменистого берега, яркий свет и тепло буквально переливаются за пределы холста. Растительность почти отсутствует, пробиваясь сквозь камни. Становится понятно, что совсем рядом – пустыня, которую уже преодолел

Иисус Христос, и теперь неторопливо шествует вдоль берега, опираясь на посох. Его взгляд устремлен вдаль. Впереди – долгая дорога, полная испытаний и неизвестности.

Это одно из наиболее удавшихся Поленову изображений Сына человеческого. Живописец с огромным душевным трепетом относился к евангелистским заповедям, хорошо знал тексты из христианской литературы. Образу Иисуса живописец посвятил несколько произведений, создал цикл картин, отображающих пребывание Христоса среди людей.

В картине “На Тивериадском озере” специалисты и любители живописи неожиданно увидели совершенно другого Поленова – мастера божественного пейзажа.

Особенно впечатляет общий фон в картине. Яркие светлые краски создают ощущение широкого воздушного пространства.

Холст находится в собрании Художественного музея Ярославля. Однако кроме подлинника имеются и варианты данного полотна, как результат тщательной проработки Поленовым этого известного пейзажа.

У данной работы сохранился один эскиз (он принят на хранение в Художественном музее Днепропетровска), и две копии – в картинной галерее Курска и Музее русского искусства в Киеве.

Изображения мест, где жил и проповедовал Христос, — прежде всего, виды Генисаретского озера, известного также как Галилейское море или Киннерет, — играют особую роль в творчестве Поленова на евангельские темы. Они запечатлены в картине «На Тивериадском (Генисаретском) озере», созданной художником вслед за произведением “Христос и грешница”.

В 1889 году Поленов показал полотно на 17-й выставке Товарищества передвижников. О нем восторженно высказался в одном из писем художник Василий Кандинский: «Какую картину Поленов выставил… Горячие тоны южного летнего солнца, зеленое озеро, вдали синеющие горы, раскаленное небо. Дивная красота и Христос… Выше этой картины нет на выставке…».

Поленов изобразил на полотне глубоко задумавшегося одинокого путника, идущего по берегу озера, окаймленного цепью доходящих до горизонта гор. В пейзаже воплощена идеальная, вечная красота. Он наполнен такой величественной умиротворенностью, соотносящейся с сосредоточенной погруженностью в свои мысли странника, что значительность происходящего для зрителя не оставляла сомнения. Природа тех мест, где «ступала нога Христа» была передана художником посредством тонко и сложно нюансированной живописи. Картина «На Генисаретском озере» свидетельствует о том, как значим был пейзаж в размышлениях Поленова о высшей гармонии, к которой он всегда стремился и которая воплощалась для него в образе Иисуса Христа. Подобную роль изображение природы будет играть во всех произведениях художника цикла «Из жизни Христа» (1890–1900-е), куда войдут в уменьшенном варианте картины «Христос и грешница» и «На Генисаретском озере».