Анализ картины Исаака Левитана На озере - Исаак Левитан
Анализ картины Исаака Левитана На озере

Анализ картины Исаака Левитана На озере

Исаак Левитан написал пейзаж «На озере» с натуры в 1893 году на озере Удомля (сейчас располагается на севере Тверской области).

На этой картине Левитан изобразил теплый летний вечер. Тишина и спокойствие. Кажется, что мир вокруг замер и готовится к ночному отдыху.

Большая часть полотна написана теплыми оттенками, гармонично сочетающимися с холодными. Ведь на смену жаркому летнему дню пришел вечер, а за ним будет и прохладная ночь.

На переднем плане видим рыбацкие лодки и сети, справа деревянные домики. Людей не видно. Рыбаки уже отправились отдыхать.

Теплый свет закатного солнца освещает верхушки деревьев на заднем плане. В озере, как в зеркале, отражаются деревья, прибрежные кусты и светло-голубое небо с облаками. Мастерски написанный вечерний свет передает настроение покоя.

Приближается закат и в его лучах всё становится чуть розовым. На крутом берегу изображены ёлочки, которые как бы упираются своими верхушками в небосвод. Рядом с ними расположились деревянные жилища, это маленькое рыбацкое селение со своей самобытностью и уставами, спокойной и размеренной жизнью. Люди, скорее всего, вернулись с уловом и отдыхают, так как сети развешены и полощутся на ветру для просушки.

Перевёрнутые лодочки незатейливо дремлют, уткнувшись своими остроконечными носами в траву. Одна тишина и покой, в которой, кажется, даже притаился ветер, и только одинокий камыш шелестит своими листьями. Синева неба в облаках отражается на поверхности озера. Воздух прозрачен, чист и свеж. Картина предоставляет зрителю положительные и безмятежные эмоции, что сразу становится спокойно и благостно на душе.

Склон как бы находится в тени, что предвещает вечернее время суток и наступление темноты. Тень покрывает ели и кусты, растущие вдоль берега. Во всей картине показана величественная и спокойна красота природы. Преобладание более холодного и спокойного тона красок, передаёт зрителю всю свежесть холодающего вечера.

Художник создал картину широкими мазками, не вырисовывая каждый элемент. Возможно, это сделано для того, чтобы зритель почувствовал настроение, не отвлекаясь на детали.

Левитана не зря называют мастером лирического пейзажа. Художник потрясающе передавал живописью эмоции, рождающиеся от любования природой.

Вот, что говорил известный писатель Константин Георгиевич Паустовский о работах Исаака Левитана: «…требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков».