На этой картине, художник Билибин описал процесс судопроизводства во времена Киевской Руси. На картине можно увидеть как сидит князь в своем дворе и судит виновного человека. Художник изобразил этот процесс очень торжественно и ярко, в мельчайших деталях изобразил детали и наряды людей, которые были вовлечены в судебный процесс. Художник изобразил вершение справедливости так торжественно, чтобы продемонстрировать, что главная цель присутствующих – наказание виновных и восстановление справедливости.
На картине изображены группа людей, один из них великий князь, которому выпала роль наказать преступников. Как можно увидеть на изображении, правитель опирается на свое оружие – меч, а рядом присутствуют его приближенные, которые одеты очень празднично. В картине представлены не только вершители правосудия и охрана порядка – воины, которые также принимают участие в судебном процессе.
Изображенный костер на картине Билибина указывает на существование особого порядка выявления преступника. Традиция эта отличалась своей необычностью и неповторимостью, традиция, которая стала неотъемлемой частью судебной системы Руси. Преступники должны были вытащить рукой железо, которое находилось в костре и если они не получали ожог, значит они не виновны, в противном случае – их ожидала расправа за содеянное. Всю эту атмосферу и дух русского народа пытался передать в своей работе известный русский художник Билибин. Художник, чьи работы пронизаны и пропитаны историей Руси представляют особую ценность.
Картину “Суд во времена русской правды” написал русский художник Иван Билибин в 1909 году.
Жестокий судебная процедура в ярких красках
Полотно изображает процесс судопроизводства в Киевской Руси. Князь во дворе своих палат судит провинившегося. Билибин передает сюжет максимально красочно, даже торжественно. К тому же детально прописывает лица и одежды персонажей. Основываясь на этом, можно предположить, насколько главенствующую роль для присутствующих играет восстановление справедливости.
Художник изображает князя, опирающимся на свой меч и его приближенных рядом. В процессе также принимают участие воины.
Костер хоть и чуть не дотягивает по композиции до главного плана, все же играет решающую роль в сюжете. Эта необычная и жестокая традиция стала частью древнерусского судопроизводства. Процедуру “испытания огнем” проходил не только обвинитель, но и обвиняемый. Оба должны были достать из костра по куску раскаленного железа. Прав оказывался тот, чья кожа меньше пострадала от ожогов. Если рука почернела или покрылась пузырями, человек объявлялся виновным.
У этой процедуры были вариации: обвиняемого могли заставить держать руку в огне или проходить сквозь костер в одной рубахе. Считалось, что если совесть человека чиста, Бог не допустит его страданий, а тем более – смерти.
Билибин выработал новый графический стиль, четко прорабатывая контуры в картине. Этот стиль позже получил имя своего автора. Чаще всего раскрашивание таких “рисунков” происходило акварелью.
Художник очень точно изобразил этот процесс. Искусствоведы считают, что на это, как и на возникновении самой идеи картины “Суд во времена русской правды” повлияло юридическое образование Билибина. В частности, лекции прославленного русского юриста Н. Л. Дювернуа, которые студентом посещал живописец. В архивах Дювернуа даже осталось заявление Ивана Яковлевича на посещение этих его семинаров.