Картина «Торг. Сцена из крепостного быта» принесла Н. В. Неврев огромную популярность. Она была продана, а после долго лежала на чердаке у своего хозяина.
Просто прошла мода украшать стены бытовыми сценами, пришла мода на портреты. Так полотно было испорчено и даже прорвалось на месте лица крестьянки. После реставрации картина стала популярной, а за художником закрепилась слава реалиста и мастера трагических бытовых ситуаций.
На картине изображен процесс продажи крепостных крестьян. Два надменных обеспеченных барина торгуют живым товаром. Сам вид этих мужчин говорит о бесчеловечности их натуры. Для них это обычный процесс, один растолстевший барин свободно откинулся на спинку стула, а другой покуривает трубку.
Художник подробно изображает интерьер жилища помещика. На стене расположены часы и барометр, на полках лежат стопки книг. Над столом висит картина на сюжет из античной мифологии «Суд Париса», рядом – подписанный портрет деятеля Французской революции Мирабо. Через детали Неврев создает портрет своего героя – помещика, который мнит себя просвещенным, оставаясь приверженцем устаревших крепостнических порядков.
Повествовательность в изображении интерьера у Неврева сочетается с вниманием к передаче эмоций. Сдержанное с точки зрения колорита, произведение обладает острой внутренней драматичностью: равнодушие и веселость помещиков противопоставлены смиренному отчаянию крепостных.
Название картины подчеркивает ее критическую направленность. Николай Неврев указывает, что подобный торг был возможен еще «в недавнем прошлом», а также характеризует происходящее как обыкновенный «крестьянский быт». Чтобы обличить зло, художнику не нужно обращаться к сюжетам очевидной жестокости: его средством выразительности становится обыденность, рутинность, с которой происходит торговля живыми людьми. Персонажи, обсуждающие покупку крепостной девушки, не поражают зрителя своим видом, не кажутся гротескными или пародийными. Они обычны, а потому их образы особенно красноречивы.
В 1860-е годы Неврев стал широко известен как автор жанровых картин на сюжеты из русского быта. В этот период он пишет такие произведения, как «Воспитанница» и «Протодьякон, провозглашающий многолетие на купеческих именинах». За картину «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» художник был награжден первой премией Общества любителей художеств.
Такое ощущение, что сделка проходит, между прочим, они не предают значение этому событию. Крестьяне столпились у двери, от них веет тревогой и отчаяньем. Отчаянье людей, от которых ничего не зависит.
Во время крепостного права жизни крепостных принадлежали хозяину. Художник очень точно отобразил весь ужас крепостного права. Первый владелец картины тоже имел крепостных и, приобретя эту картину, созерцал обыденный для себя сюжет каждый день. Художник дал возможность посмотреть со стороны на все последствия крепостного права.
Возможно, из-за этого картина была так популярна. Очень символично, что на стене висит картина эпохи Возрождения, где основным философским смыслом является ценность человека, его жизни, подношение людей до уровня божества. В то же время в комнате происходит унизительный торг человеческой судьбой.
Художник своим произведением привлек внимание к проблеме крепостничества. Он выразил всеобщее негодование общественным строем. Картина показывает, как со стороны выглядит общество того времени.
Образы богатых господ переданы очень реалистично. Возможно, автор срисовывал их с реальных людей. К сожалению, за художником закрепилось после этой работы определенное амплуа, которое изменить ему не удалось до конца жизни.