Анализ картины Василия Кандинского Москва. Красная площадь - Василий Кандинский
Анализ картины Василия Кандинского Москва. Красная площадь

Анализ картины Василия Кандинского Москва. Красная площадь

«Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижность, столкновение и путаница отдельных элементов внешности… Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Москва — мой живописный камертон» В. Кандинский

Картина Василия Кандинского «Москва. Красная площадь» находится в Москве, в Третьяковской галерее. Она была написана в 1916 году, после вынужденного возвращения художника в Москву (в связи с Первой мировой войной) из Германии, из Мюнхена, где он написал свою теоретическую искусствоведческую работу «Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве», отказываясь от фигуративного искусства, размышляя о законах, принципах абстрактное искусства.
Москва поразила, ошеломила художника своей красочностью, яркостью, подвижностью, вселенской масштабностью. Он предчувствовал, что именно в России назревают большие перемены, рождается что-то новое, ранее невиданное и неизведанное, и он с интересом и восторгом наблюдал за происходящим.

Картина «Москва. Красная площадь» написана Кандинским абстрактным языком с использованием символических образов, яркими цветовыми пятнами. Она представляет собой мифический былинный образ Москвы, центра России, центра мира, третьего Рима, вечного города. Космичность Москвы подчеркивается выгнутым горизонтом и изображением Земли с очень большой высоты, из космической дали.

Центром композиции и является сама Москва, Красная площадь с ярким живописным узорочьем Храма Василия Блаженного, Кремль с белоснежными соборами и золотыми куполами, с красно-кирпичными крепостными стенами и башнями, и все это вздымается вверх как огромный белоснежный корабль, спасительный Ноев ковчег, вмещающий в себя все самое лучшее, что было создано людьми, легендарное наследие, героическую историю, достижения культуры, веру, надежду и любовь и конечно же создателей этого наследия. В отличие от библейского Ноева Ковчега этот корабль не ищет земного спасительного берега, а пытается взмыть в небеса, к свету, в космические дали, как огромная белоснежная птица, прекрасный лебедь из русской сказки, отталкиваясь от земли, от тёмных сторон жизни, хаоса, бездны, войн, голода и болезней.

Замысел картины раскрывается путем использования динамического устойчивого композиционного равновесия, которое задается с одной стороны движением, заданным сиянием, светом солнца, падающим и освещающим землю, Москву, раскинувшуюся внизу, пробивающимся сквозь толщу густых мрачных туч; и с другой стороны, противостоящим ему встречным воздействием тёмных сил, тёмных густых черно-зелёных и черно-ультрамариновых пятен, тёмных сторон человечества, смерти, войн, тюрем. Образом этих сил безусловно является огромная мифическая тёмная зловещая рыба, выплывающая из бездны. Противостояние этих сил, сил света и тьмы, является главной побудительной силой и задаёт динамичное диагональное движение спасительного Ноева ковчега к Божественному свету, ввысь, к небесам, к спасению.

Но этому динамическому движению противостоит ещё один персонаж этой картины. Ноев ковчег опутан кольцами расползшегося по всему городу, по всему миру, по всей Земле гигантского, библейского змея-искусителя, чья голова с открытой пастью вздыбилась над кораблем. Прорыв к свету препятствуется усилиями змея: движение ввысь приобретает закрученный характер, перенаправляется к композиционному центру картины, создается дуга, где и находится одно из колец гигантского извивающегося тела змия. Создаётся ощущение повторяющихся кругов, воронки, поглощающей в себя все живое, человечное.

Но как в любой былине, сказке, всегда есть добрая спасительная сила, которая спасает и защищает родную Землю. В центре картины есть ещё один герой картины, противостоящий змию, — всадник, былинный богатырь, Св. Георгий, побивающий змия, защищающий город и спасающий корабль, весь мир от тёмной силы, изображенный такими же пылающими красками, как и кремлевские стены, защищающие Древнюю Москву. Всадник препятствует разрушению и гибели. Очень уместно здесь вспомнить герб Москвы, изображающий Святого Георгия, побивающего змия.

Если обобщать сказанное, то можно назвать картину Кандинского иконой, но созданной совершенно по другим канонам и правилам. Это попытка создания нового религиозного, духовного пространства, попытка выхода за пределы земного бытия и земного понимания мира, поиск того самого мистического пространства, которое обозначается золотым светом в древних иконах, того мира, который нам недоступен, закрыт от нас и невидим, — Царства Небесного. Горнего Мира. Эта тема была близка творчеству российских символистов и абстракционистов начала 20 века.

Василий Васильевич Кандинский очень любил Москву. Он говорил, что Москва – это сложный и подвижный город. Он называл её путаницей, где переплетаются события, судьбы и люди. Но при этом для него Москва – это самый красивый город на планете Земля.

Поэтому не удивительно, что его источник вдохновения – Москва. Именно ей он посвятил несколько картин, главной из которых считают картину «Москва. Красная площадь».

Василий Васильевич Кандинский жил в конце 19, начале 20 века. Он известен всему миру как один из основоположников абстракционизма. Это такой жанр живописи, который многим не признан и не понятен. Необычные сочетания цветов, форм, фантастических сюжетов – всё это характерно для абстракционизма.

На первый взгляд, на картине «Москва. Красная площадь» вообще нельзя узнать Москву. Где-то вдали видны колокола, часовни, большие белые дома. Но совершенно не понятно как в этом можно узнать город.

Москва для Кандинского – это большая путаница, поэтому на его картинах всё переплетено, спутано, непонятно. Но если присмотреться, то можно увидеть знаменитую брусчатку на Красной площади. Можно увидеть маленьких человечков, и даже здание, похожее на Большой театр.

Яркие цвета очень важны для абстракционизма. Василий Кандинский выбрал для своей Москвы жёлтый, синий, красный и розовый. Сама техника очень специфичная. Кандинский рисовал большими мазками маслом. Цвета он стремился не смешивать, чтобы получилась яркая и чёткая картина.

Многим людям не понятен абстракционизм. Они считают, что так может рисовать каждый человек, и это не должно стоить больших денег. Но, тем не менее, картины Кандинского и других художников, рисовавших в этом стиле, продаются на аукционах за большие деньги. Но эта картина хранится в Третьяковской галерее, в Москве.