Анализ картины Валентина Серова Портрет Прасковьи Мамонтовой - Валентин Серов
Анализ картины Валентина Серова Портрет Прасковьи Мамонтовой

Анализ картины Валентина Серова Портрет Прасковьи Мамонтовой

С семейством Мамонтовых Серов поддерживал дружеские отношения в течение всей жизни. Представителей этой семьи он изобразил на более десяти картинах, рисунках и этюдах, в том числе на самой знаменитой своей картине «Девочка с персиками», на которой была запечатлена Вера Саввична Мамонтова. Выведенная на другом известном портрете Прасковья Мамонтова — это двоюродная сестра Веры, дочь книгоиздателя Анатолия Ивановича Мамонтова. Эти два выдающихся произведения написаны в одни и те же годы и создавались в сходных условиях.

Семейство Мамонтовых сыграло в судьбе Серова очень значительную роль. Художник на протяжении всей жизни сохранял с ним тесные дружеские отношения и неоднократно изображал его представителей на своих картинах.

На данном полотне изображена дочь русского издателя Анатолия Мамонтова и кузина Веры Мамонтовой, той самой девочки с персиками. Условия, при которых писались оба портрета, схожи: шестнадцатилетняя Прасковья позировала за столом в загородном доме родителей. Но, пожалуй, эти обстоятельства — единственное, что объединяет картины.

В отличие от своей двоюродной сестры, Прасковья глядит исподлобья. Девочка выглядит очень серьезной и немного испуганной. В портрете нет легкости и ощущения юности не только из-за чрезмерно напряженного лица модели, но и из-за цветового решения, выбранного художником. На Прасковье надето простое платье гранатового цвета с белой оторочкой воротника, цвет ее кожи, несмотря на легкий румянец, выглядит серовато-землистым. Вторя внешности модели, Серов выбирает фон: правая часть холста гранатово-бурая, в левой изобилует серый цвет; коричневая спинка деревянного стула, на котором сидит девочка, перекликается с каштановым цветом ее вьющихся волос.

Во время написания картины Прасковье было шестнадцать лет. Если Вера на портрете выглядит счастливой и весёлой, то её кузина сидит угрюмо, будто чем-то недовольна или напугана. Взгляд её, направленный перед собой, выражает отстранённость и недоверие к окружающему миру. В общем фоне изображения, как и во внешности девочки, преобладают гранатовый и тёмно-серый цвет, дополняющие общее ощущение напряжённости. Простое красно-серое платье девушки схоже с гранатовым фоном правой части полотна, а тёмно-коричневая спинка стула, на котором она сидит, отвечает окраске её тёмных волос.

Портрет Прасковьи Мамонтовой Валентина Серова отличается сложной историей. За 130 лет, прошедших со времени появления на свет, эта картина неоднократно меняла своего владельца, регулярно выставлялась в музеях разных стран и городов. В 2012 году портрет, ранее находившийся в Петербурге, был продан на аукционных торгах в Лондоне за рекордную сумму в 1,2 миллиона фунтов. Сейчас картина находится в частной коллекции.