Спустя семь лет, после того, как в свет вышла картина «Девушка, освещенная солнцем», Валентин Серов пишет другую импрессионистскую картину «Летом», на которой изображает свою любимую жену Ольгу. Здесь мы видим пленэрный портрет женщины в легкой белой блузе, спасающей от летнего зноя.
Спокойная поза Ольги передает ее внутреннее уравновешенное состояние, ее портрет гармонирует с окружающим миром. Позади Ольги резвятся ребятишки в сочной траве, пока еще не утомленным утренним зноем. Пролесок на фоне Ольги Серовой изображен очень воздушно, динамично, мы можем ощущать шелест листков березы, шелохнувшейся от легкого дуновения.
С особым любованием пишет художник портрет своей жены Ольги Федоровны – «Лёлюшки». Расположившись в тени дома и наблюдая за игрой детей на полянке, молодая женщина будто случайно обернулась к зрителю, одаривая его теплотой своего взгляда и нежной полуулыбкой. Обаяние модели, ее чистота и искренность подчеркивается художником и в самой миловидности образа: белоснежное платье с переливами разноцветных бликов, рыжие кудри, выглядывающие из-под изящной шляпки с синим бантом. Чуть поодаль, в высокой траве, виднеются фигурки резвящихся ребятишек – Ольги и Александра. «Мы с братом тоже там изображены в виде намека, как цветовые пятна» – вспоминала дочь Серова.
Лето 1895 года Серов со своей семьей гостил в Тверской губернии, в Домотканове – имении своего близкого друга и товарища по академическим занятиям Владимира фон Дервиза, вскоре после окончания обучения женившегося на кузине художника и ставшего его родственником. Прекрасный парк с тенистыми липовыми аллеями, спускающийся к безмятежной глади заснувших прудов, большой яблоневый сад, цветник с розами, пышные кусты белой и лиловой сирени влекли Серова, искавшего новых живописно-пластических возможностей языка своего искусства. Здесь художником был написан знаменитый портрет его двоюродной сестры М. Я. Симонович-Львовой, известный как «Девушка, освещенная солнцем» (1888), оказавшийся одним из первых опытов импрессионизма в русской живописи. Домотканово стало местом рождения более тридцати полотен мастера, множества его пейзажных этюдов, рисунков, иллюстраций к басням Крылова, целого ряда портретов Дервизов, чье искреннее радушие и гостеприимство сопровождало многолетнюю дружбу с художником и его семьей.
Если сравнивать картину «Летом» и «Девушка, освещенная солнцем», то, в первую очередь можно заметить, на чем художник сделал акцент, изображая жену в тени деревянного домика. Прежде всего, мы видим точно выписанные, мелкие черты лица, детализацию ее мягкого, но проницательного образа. Поля соломенной шляпки не могут скрыть глубины голубых глаз любимой жены Серова, ее образ преисполнен нежностью и заботой.
Некоторая сутулость, зажатость видна в ее образе – но и это представляет собой особое очарование ее портрета, словно ее случайно запечатлели на фотокамеру, когда она наслаждалась видом пруда или пролеска их любимого дачного участка. Серов изображает Ольгу Фёдоровну скромной, робкой и несколько пугливой, такой, какой она была на самом деле. Для Серова жена – самое хрупкое и нежное создание в мире, это можно понять по манере создания ее образа.
Ощущением истинного летнего тепла, солнечного света, тишины леса в летнюю пору преисполнена композиция картины «Летом» Валентина Серова. Его работа сделана с большим внутренним душевным вкладом еще и по той причине, что он изобразил самых важных людей в своей жизни, которые ни минуту не покидали его. Картины пронизана легкостью, очарованием счастливой детской поры и, конечно любовью.