Святой Себастьян — популярный образ в изобразительном искусстве, к которому обращались многие художники, живописуя жестокий эпизод его мученичества — страдание от пущенных в него стрел. Святой Себастьян в III-IV веках тайно исповедовал христианство. Узнав об этом, император Диоклетиан приговорил его к смерти. Однако раны, нанесенные святому, не стали смертельными. Жена втайне выходила его, и он, не желая бежать из Рима, предстал перед Диоклетианом чудесно спасенным. Император же вновь повелел казнить святого.
В числе великолепных полотен на духовную тематику у Андреа Мантеньи есть серия из трех созданных в разное время картин под одинаковым названием – «Святой Себастьян». Наиболее известная из них – вторая работа 1480 года, хранящаяся ныне в Лувре.
Себастьян – ныне канонизированный святой, а ранее – в промежуток III-IV веками – солдат легиона и последователь христианского учения. Правивший император Диоклетиан был против Иисуса и его приверженцев, жестоко преследовал их. Узнав, что среди его легионеров появился проповедник новой веры, он приказал его соратникам застрелять отступника стрелами до смерти.
Как доносит история, христианин выжил, его выходила жена или еще одна сторонница Христа. Мужчина продолжил дело проповедования, что привело к повторной казни. В этот раз его забили камнями до омертвления и сбросили тело в сточную канаву города. По наставлению ангела тело было найдено христианкой Лукиной, похоронившей его в катакомбах.
Изображение мученичества Себастьяна – довольно распространенный религиозный сюжет у живописцев. Но каждый видит и показывает зрителям разные грани духовного подвига человека и его значение для истории. Мантенья пишет в 1480 г. святого как мужественного человека.
Вся нижняя часть туловища изрезана стрелами лучников. Ноги привязаны к разрушающейся античной статуе. Это знаковый символ – падение греко-римских идолов, уход в небытие язычества. Подле «статуи» мученика видны остатки полностью уничтоженного мраморного героя. Убиваемый силен, его глаза с верой устремлены к небу, лицо исчерчено морщинами как свидетельство мудрости и знания.
Мантенья уделял много внимания деталям в изображении тела, архитектуры, фона. Изумительная подробность описания отступает лишь перед гениально воплощенной идеей становления христианства путем пролития крови мучеников.
На картине «Святой Себастьян» Андреа Мантеньи, живописца и гравера Раннего Возрождения, святой привязан к обломку античной колонны, нижняя часть его тела усеяна стрелами. Колонна как часть разрушенного античного храма символизирует медленно уходящий в небытие мир язычества, за который так крепко держался император и жертвой которого пал святой Себастьян. Рядом с ногами несчастного молодого мужчины сохранился мраморный фрагмент разбившейся статуи, когда-то стоявшей на этом месте и прославлявшей греко-римских богов.