Художник Джотто в своей работе рассказывает о событии, которое относится к младенчеству Иисуса Христа. Ангел явился во вне его отцу Иосифу и сообщил волю Божию, о бегстве святого семейства в Египет.
В то время правил Ирод, злой и коварный царь. Он узнал, что родился Царь всего мира и решил убить его, но он не знал точно кто этот младенец как его достать. Ирод, опасаясь за свою власть, приказал истребить всех младенцев возрастом до двух лет. Этот сюжет имеет огромное значение для церкви.
Картина носит название «Бегство», но оно меньше всего похоже на бегство, в смысле движение, мы видим важную процессию, которая важно, неторопливо шествует через пустыню. Процессия идет важно, не торопясь, видно, что шествует Царь мира. Джотто очень важно описал не только людей, но и животных. Картина композиционно напоминает о божестве.
Основой пирамиды является ослик, а вершиной Богоматерь и Иисус Христос. Ослик показывает смирение, с которым Иисус Христос явился в мир. Он пришел не как Великий Повелитель, а как беззащитный младенец, который вынужден убегать от смерти, ища пристанище в далекой стороне, шествующий на самом смиренном животном.
Богородица и младенец едут на ослике, которого ведет Иосиф – это главные персонажи картины. Это один из главных библейских сюжетов. Джотто изобразил в своей картине трех молодых людей, отроков и одну женщину. Отроки – это дети Иосифа от первого брака, а женщина – служанка, помощница Деве Марии в пути.
Вдали виднеется дерево пальма. Пальма является символом победа добра над злом. Церковь считает пальму символом того, что Иисус Христос победил смерть.
Вдали виднеется несколько деревьев, они выступают вестниками победы, сопровождающие святое семейство в пути. Также в пути им покровительствуют ангелы, на этом рисунке виднеется один ангел, сопровождающий Деву Марию с младенцем, открывая им путь к спасению. Ангел словно освящает дорогу и сопровождает вперед к жизни.
Спасаясь от резни, устроенной в Вифлееме царем Иродом, Святое семейство отправляется в Египет.
Это произведение Джотто — настоящий шедевр композиционной организации. Движение состоящей из нескольких фигур процессии разворачивается вдоль плоскости переднего плана. Наш взгляд легко и без помех входит в композицию, повинуясь направлению движения крайнего слева юноши.
Затем, следуя за жестом его руки, он плавно переходит на диагональную линию сбруи ослика, на котором восседает Богоматерь, и, наконец, все по той же восходящей траектории приходит к ее крайней правой точке, где художник помещает голову Иосифа. То есть зрительное прочтение композиции облегчается тем, что Джотто заранее наметил в ней все траектории для движения нашего взгляда.
Общему впечатлению ясности и отчетливого художественного порядка содействует и тонко организованный пространственный ритм сцены. В соответствии с неизменным для Джотто принципом выделения главного центральное место в ней занимает изображение фигуры Богоматери, очертания которой повторяются в абрисе размещенной на заднем плане скалы.
Свободное и ничем не заполненное пространство по сторонам от Марии зрительно артикулирует ее доминирующее положение в композиции, в то же время позволяет замаскировать разницу масштабов между ее фигурой и фигурами остальных участников этого шествия.
На картине художника Джотто ди Бондоне изображен ранний период жизни Иисуса Христа, описанный в Евангелии от Матвея. Как то Иосифу приснился сон, в котором ему явился крылатый ангел. Ангел был послан Иосифу Господом, он велел Иосифу вместе с Марией и младенцем срочно собираться в путь и уходить из Иудеи в Египет.
В те кровожадные времена в Иудее правил безжалостный и трусливый царь Ирод. Он услышал о рождении младенца — царя всего Мира, но не хотел расставаться с властью. Ирод решил избавиться от ребенка, но не мог знать, где точно он находится. Тогда Ирод разослал повсюду своих людей, которые должны были уничтожить всех младенцев, родившихся в ближайшие дни и до двухлетнего возраста.
На картине изображена торжественная процессия, которая неторопливо движется вперед через пустынную местность. Художник сумел передать важность процессии и историческую ценность сюжета. В центре зритель видит осла,на котором восседает Мария с Иисусом на руках.
Осел символизирует смирение, с которым Сын Небесный вошел в этот мир. Он появился не как Великий Властелин, а как обычное дитя человеческое, вынужденный бежать от гонений и смерти. Матерь Божию с младенцем Иисусом сопровождает Иосиф, ведя под уздцы ослика.
Рядом с Иосифом шествует один из его старших сыновей, а чуть сзади идут еще двое отроков — сыновья Иосифа и помощница Марии. Три центральных героя картины — Мария, Иосиф и Иисус изображены с нимбами вокруг головы — показывающих их святость и смирение.
На плечи Иосифа накинут бледно оранжевый плащ, а Мария одета в красное платье и светлую накидку. По дороге на фоне идущих зритель видит деревья, предположительно пальмы, которые по свидетельству апокрифических источников спасали их от голода и жажды.
В пути святое семейство сопровождали ангелы, освещая путникам дорогу и уберегая их от невзгод. В картине художник использовал мягкие полу-тона, передающие всю важность и глубину сюжета. Этот Библейский сюжет был изображен на южной стене Капеллы Скровеньи, где его можно наблюдать и по сей день.