Анализ картины Сергея Григорьева Прием в комсомол - Анализ картин
Анализ картины Сергея Григорьева Прием в комсомол

Анализ картины Сергея Григорьева Прием в комсомол

Интересна история создания полотна: перед началом работы Григорьев сделал множество эскизов и набросков в цвете. Он говорил, что для него важно было показать молодежь не в парадном блеске, а такой, какая она есть. Изобразить весь ее энтузиазм, открытость и безграничную любовь к Родине.

Созданию картины помогали друзья и родственники художника. Для сюжета позировали его дочь, племянник и студенты, которым он преподавал в Киевском художественном институте.

Сюжет картины очень точно передает процедуру принятия в комсомол. Типичный для этого мероприятия стол, покрытый красной скатертью, разделяет участников полотна на две группы. Пятеро молодых людей сидят за небольшим столом рядом, что намекает на их сплоченность и дружественные отношения. Они по-доброму смотрят на старшеклассницу, которую должны принять в комсомол. Образ девушки выделяется на фоне светлых стен и ясного солнечного дня. Она взволнована, о чем говорят скрещенные руки у нее за спиной. Обстановка указывает на торжественность и высокую значимость происходящего для молодежи тех лет. Толику серьезности придает секретарь, задающий вопросы, на которые должна ответить экзаменуемая.

Картина написана в технике масляной живописи по холсту, относится к стилю соцреализма. Яркие краски, улыбки и добродушие в глазах комиссии показывают, что это радостный этап в становлении каждого молодого человека. Стоит обратить особое внимание на “немого” участника изображения — бюст Сталина. Существует две версии этого полотна. На ранней версии, которая была написана при жизни вождя, бюст будто наблюдает за происходящим. На более поздней версии, созданной после смерти Сталина, бюст отсутствует.

Особое внимание привлекает мужчина в форме, сидящий за спиной юной девушки. По некоторым версиям это коммунист, который дал рекомендации на девочку для вступления в комсомол.

Полотно приоткрывает завесу времени, дарит возможность ненадолго окунуться в ту атмосферу или дать прочувствовать ее снова тем, кто когда-то тоже проходил такой “экзамен”.

Картина «Прием в комсомол» была написана в 1949 году, материалы для создания произведения – холст и масло, размеры полотна составляют 143 на 202 см. По жанру произведение относится к жанровой живописи, по стилю – к соцреализму. В настоящее время картина находится в музее украинского изобразительного искусства в Киеве.

Картина Сергея Алексеевича Григорьева «Прием в комсомол» является ярким образцом советской живописи, а в 1950-м художник заслужил почетное звание лауреата Сталинской премии за нее. Полотно печаталось на страницах школьных учебников, создавались почтовые марки с этой картинкой. Главное в этой картине – не столько изобразительная сторона, сколько сюжет, именно поэтому тона выбраны сдержанные, приглушенные.

Главная героиня картины – девочка, стоящая к зрителю спиной, одетая в школьную форму. Лица девочки мы не видим, в то время как лица окружающих полны радости и надежды. Можно предположить, что художник умышленно изобразил девочку к нам спиной, чтобы мы могли почувствовать себя на ее месте. Григорьев мастерски пишет каждого персонажа, лица очень выразительны, у каждого есть характер и настроение.

Кстати, одним из героев становится еще и один неодушевленный предмет – бюст Сталина, стоящий на заднем плане. Нельзя не сказать, что картина имеет две версии: в первой версии, до смерти вождя, бюст еще присутствует, а в более поздней – его уже нет. Мы рассматриваем оригинальную версию картины. Ситуация наполнена и даже переполнена торжественностью и пафосом.

Красная скатерть, ваза с ландышами на столе, покровительственные взгляды экзаменационной комиссии, принимающей нового члена, натянутая до предела поза девочки. Девочка здесь предстает как некий собирательный образ, олицетворение молодого поколения того времени.