Сергей Алексеевич Григорьев (1910−1987) — советский живописец и график, народный художник. Основная тема его произведений — воспитание подростков и молодежи. Его картины написаны тщательно, с жизненными подробностями. Художник любил детей, молодежь и считал важным передать их эмоции в своем творчестве. Он не словами, а образами передал жизнь советских ребят.
Мальчишка вратарь с перевязанной коленкой у воображаемых ворот, границами которых служат брошенные после школьных уроков портфели, застыл в ожидании мяча. Зрители, собравшиеся посмотреть на игру, детвора из ближайших дворов и даже молодой мужчина в шляпе, все с интересом смотрят на поле, где и разворачивается футбольная баталия.
Мальчишке вратарю не больше 12 лет. На его руках вратарские перчатки, из под свитера виднеется белый воротничок рубахи. За спиной вратаря один из самых нетерпеливых болельщиков выскочил на поле, чтобы лучше рассмотреть игру.
Жанр, в котором написан Вратарь, называли — бытовой. После Великой Отечественной войны многие художники писали в этом стиле.
Художник отлично передал в картине настроение как самой игры, так и того послевоенного времени. Люди увлеченно созидали, строили свое будущее. Искренне болели за игру и за страну в целом.
Картина неоднократно участвовала в выставках в Москве, Ленинграде, Казани, Киеве, как в Советский так и в постсоветский периоды. Выезжала на международные выставки в Китай, Америку и др. Размеры: 100 на 172 сантиметра. В 1950 году была удостоена Сталинской премии второй степени. В том же году полотно у художника выкупила Государственная Третьяковская галерея, где оно и находится по сей день.
Помимо «Вратаря», Григорьевым были написаны картины «Вернулся», «Обсуждение двойки», «Юные натуралисты». Творчество художника высоко оценило советское правительство, присудившее ему за труд Сталинскую премию.
Именно поэтому педагоги предлагают школьникам составить сочинение по картине «Вратарь» с целью приобщения к искусству, развития логического мышления, а также умения формировать собственное мнение по поводу происходящего на полоне.
История создания картины
«Вратаря» художник написал в 1949 году, в период расцвета своего творчества. Послевоенное время было сложным, но полным надежд на грядущее светлое будущее. Люди работали во благо страны, появлялись новые предприятия и жилые дома. Народ жил бедно, но мирное небо над головой вселяло уверенность в том, что все будет хорошо. Послевоенные дети помнили ужасы бомбежек и стрельбы, росли неизбалованными и умели находить радость во всем, чем занимаются. Например, в игре в футбол. Подобный эпизод и передает художник.
Знакомство с полотном
Работа художника ориентирована на молодых зрителей. Для того чтобы понять ее замысел, следует познакомиться с картиной и ее сюжетом. Очевидно, действие происходит на пустыре или окраине жилого квартала.
На переднем плане главный герой — мальчик лет 10−12. Он защищает импровизированные ворота, границу которых помечают сложенные портфели.
Вместо скамеек для болельщиков — бревна, на которых расположились семеро ребят и взрослый мужчина в шляпе.
За воротами можно рассмотреть еще одного мальчугана в красной рубашке. Он принял уверенную позу и не отрывает взгляда от того, что происходит на поле. Еще Григорьев изобразил белую собаку, которая свернулась калачиком у ног самой маленькой болельщицы. Собака доверяет людям и спокойно спит, не проявляя интереса к происходящему.
На дальнем плане просматриваются индустриальные здания и многоэтажные дома. Поэтому несложно предположить, что события развиваются в большом городе в начале осени (пожелтевшие листья кустарников и демисезонная одежда ребят).
Главный герой
При написании сочинения по картине С. Григорьева «Вратарь», в описании обязательно следует упомянуть главного героя. На вид белокурому мальчику на воротах не более 12 лет. Он одет в кофту, из горловины которой виднеется воротничок школьной рубашки, а также шорты и подвязанные веревками ботинки. Юный спортсмен приготовился защищать ворота, наклонившись и опершись руками в перчатках на колени. Забинтованная правая коленка подсказывает, что он уже падал на пол во время игр и у него уже есть неудачный опыт.
Все, что происходит на поле боя, остается тайной для зрителей. Однако можно догадаться, что события разворачиваются нешуточные. Поза мальчика выражает полную серьезность сражаться до конца, ведь на кону — его авторитет среди сверстников и репутация в футбольной команде.
Другие персонажи
Игра привлекла внимание болельщиков, многие из которых не прочь тоже поучаствовать в борьбе. Основная масса группы поддержки — местные ребята разных возрастов. К ним присоединился мужчина в костюме.
Возможно, это отец кого-то из ребят, сосед или случайный прохожий. Как и ребята, он увлеченно следит за игрой и переживает за ее исход. Ничуть не меньше ребят он хотел бы оказаться игроком или стоять на воротах.
Общее впечатление
Картина художника Сергея Григорьева написана в сдержанной цветовой гамме, которая передает настроение послевоенной эпохи. Холодные серые тона живописи демонстрируют то, как тяжело работал народ, поднимая страну из руин. На общем фоне выделяются красные элементы. Они заряжают энергией и вселяют уверенность в том, что все жертвы народа не напрасны.
Подобную картинку (игру ребят в футбол) можно было наблюдать в 1949 году почти в каждом дворе. В наше время также можно нередко поймать такой кадр.
Однако тем и отличается искусство от фотографии, что сюжет картины при ее рассмотрении сам возникает в подсознании. Каждый персонаж раскрыт убедительно, каждой детали найдено свое место.
Замечательная и уютная картина создает определенное настроение, переносит в мир повседневных забот в мирное время. Это было крайне важно для людей, переживших невзгоды войны.
Чтобы ученикам было легко написать сочинение, сначала нужно составить план. Он должен содержать ряд пунктов, которые раскрывают тему и демонстрируют отношение к происходящему на картине. Обязательными пунктами являются:
вступление;
рассказ об авторе и истории создания произведения;
характеристика картины (кратко);
отношение к происходящему на полотне;
заключение с обоснованными выводами и своими мыслями.
Можно сосредоточить внимание на том, почему именно игра в футбол стала главной темой художественной работы. В СССР был силен дух коллективизма. Футбол же как командная игра является его олицетворением.
Каждый игрок — часть системы, без которого она не может полноценно функционировать.
Таким образом, картина отлично передает советскую эпоху и атмосферу, которая царила в обществе в послевоенные годы.
Пример сочинения
В настоящее время оригинал картины хранится в Третьяковской галерее. С репродукцией можно ознакомиться в биографии Григорьева или в интернете. Она позволит окунуться в события на картине и вызовет живой отклик у школьников, ведь многие из них не прочь погонять с мячом после уроков.
Не следует упускать из внимания и видимый подтекст картины, который хочет донести до юного зрителя художник. Он заключается в том, что полноценно раскрыться личность может только в обществе. Чтобы добиться успеха, следует держаться друг друга, в одиночку многие тяготы переносятся острее.
Примерный план работы может выглядеть так:
Описание.
Краски, использованные художником.
Впечатление.
Пример работы. Перед нами картина художника Григорьева «Вратарь». На ней изображена сцена из дворовой жизни ребят. Они вернулись из школы и заслужили несколько минут времени на отдых.
Сделав из портфелей импровизированные ворота, мальчики увлеченно играют в футбол мячом, который был принесен кем-то или припасен заранее.
Могу предположить, что события происходят в Москве, поскольку на заднем плане виднеются знаменитые столичные высотки («сталинки»).
Главный герой — мальчик 10−12 лет. У него перевязано колено. Несмотря на это, он занимает важное место в игре — защищает ворота. По выражению его лица могу понять, что наступает ответственный момент.
Возможно, ребята проигрывают и лишний гол им не нужен. Или же речь идет о пенальти, матче-реванше. В любом случае мальчик готовится защищать ворота до конца.
Чуть поодаль, на импровизированной «трибуне» расположились зрители — семь ребят и взрослый мужчина в деловом костюме. Позади юного вратаря — другой мальчик в деловой позе.
Всем своим видом он демонстрирует желание присоединиться к игре. Думаю, его не взяли из-за возраста. Стоит отметить, что детворе очень интересен матч.
При всем накале страстей, у ног девочки мирно спит белая собачка, которой не мешает шум.
При написании картины художник использовал неяркие, сероватые краски. Пожелтевшие листья кустарников говорят от том, что на дворе ранняя очень. Ребята еще не облачились в куртки и шапки, одеты довольно легко. Поза главного героя (вратаря) передает ожидание атаки противника. Одет он просто и небогато: шорты, школьная рубашка с воротником, туфли и перчатки для ловли мяча.
Думаю, в работе «Вратарь» художник хотел отразить жизнь простых ребят в то время, когда была написана картина (1949 год). И это удалось: эмоции, обстановка, энергия азарта передаются через полотно. Создается ощущение, что я сам побывал на поле и почувствовал дух командной игры.
Большинство критиков считает картину «Вратарь» лучшей в творчестве Сергея Григорьева. В ней талантливый живописец показал, что кисть и мастерство способны на многое.
Картина наполнена особой теплотой, любовью к детям и скрытой жизненной силой. Она изображает обычный сюжет, который вызывает массу положительных эмоций.
Однако именно ее хочется рассматривать, разбирать, углубляться в события и увлекаться ими.
Искренняя творческая работа без грамматических ошибок — возможность получить высокий балл и похвалу от преподавателя русского языка.