Анализ картины Сальвадора Дали Телефон-Омар - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Телефон-Омар

Анализ картины Сальвадора Дали Телефон-Омар

Сальвадор Дали считается одним из самых экстравагантных живописцев и скульпторов XX века не только в Европе, но и во всем мире. О нем говорят как о безумном гении, умевшем объединить изначально несовместимые друг с другом детали. Такое направление в искусстве называют сюрреализмом.

В этом стиле была выполнена одна из его известных скульптур «Телефон-омар». Совместно с художником Эдуардом Джеймсом он воплотил в жизнь невероятно интересную композицию: верхнюю поверхность трубки обычного дискового телефона украсил гипсовой фигурой огромного омара. В основу работы была положена иллюстрация Сальвадора Дали под названием «Телефон-афродизиак». Широкой публике скульптура представлена в 1936 году в столице Великобритании на выставке, посвященной сюрреалистическому направлению в искусстве.

Задумка Дали, как и все другие его идеи, поражает своей простотой и сложностью одновременно. Работа совместила в себе природу и человеческое изобретение. Будучи ярым противником технологического прогресса в сфере коммуникаций социума, автор обращает таким образом внимание на то, что люди из-за телефонов начали забывать, что такое живое общение друг с другом.

Конечно, скульптура — это всего лишь шутка, в которой, как говорится, есть огромная доля правды. Фигура ракообразного расположена таким образом, чтобы задняя его часть была как можно ближе к губам говорящего по телефону человека. Как известно, омар считается мощнейшим средством для стимуляции полового влечения. Соответственно, такое его расположение на трубке является прямым намеком на повсеместную сексуальность, ставшую одной из составляющих так называемой «далинианской символики».

Вот такие скульптуры и картины творил Дали: дерзкие, не похожие ни на что, своеобразные и уникальные.

«Телефон-Омар» был создан не в единственном экземпляре. Всего в настоящее время таких «одухотворенных» аппаратов в мире одиннадцать: пять из них (официальные копии), как и первоначальный вариант, выполнены с черным телефоном и ярко-оранжевым, местами красным, лобстером. Они разбросаны по музеям всего мира. Другие шесть были «клонированы» гораздо позже, они белого цвета. Один из белых “телефоноомаров” – в Институте искусств Миннеаполиса, другой – в Сент-Питерсберге, в Музее Сальвадора Дали. Остальные – в частном центре культуры, в Белеме, Португалия. Они принадлежат коллекционеру Джо Берардо. И те, и другие произведения выглядят крайне интересно и неординарно.

«Телефон-омар» Сальвадора Дали снова у всех на слуху! Министерство Культуры Великобритании недавно наложило вето на вывоз из страны знаменитого «Телефона-омара» — сюрреалистический объект, созданный Сальвадором Дали в 1936 году и выставленный недавно на продажу за сумму в 980 492 евро.

Этот запрет, по заявлению пресс-секретаря министерства, связан с высокой вероятностью того, что потенциальный покупатель окажется иностранцем, и Соединенное Королевство, таким образом, лишится одного из замечательных телефонов-омаров, каких всего было произведено лишь 11 — и это, прошу отметить, на всем белом свете!

Напомним: идея «телефона-омара» возникла в голове у Сальвадора Дали в 1935 году, когда по заказу нью-йоркского еженедельника American Weekly художник изобразил «телефон-будущего» — телефон, у которого роль трубки выполняет омар.

Как несколько позже объяснял сам Сальвадор, в основе этого удивительного объекта лежит очень простой тезис: омары или лангусты в будущем должны будут полностью заменить телефоны.

Как и многие другие морепродукты, омар, как известно, является сильнодействующим афродизиаком.

В образной системе Сальвадора Дали омар всегда выступал символом сексуального желания. В соответствии с замыслом Дали, губы человека, пользующегося «телефоном-омаром», должны будут находится совсем рядом с гениталиями ракообразного — в чем, несомненно, присутствует яркий эротический подтекст.

Вообще, симбиоз порождений машинной эры с созданиями живой природы — дело для Дали самое обычное. И, что тоже было для него нормой, удачную идею он эксплуатировал до тех пор, пока она способна была приносить прибыль.

Так, рисунок «телефона-омара», оказавшийся популярным, был годом позже воплощен в жизнь, при участии английского поэта, мецената, миллионера Эдварда Джеймса, который, кстати, приобрел в свое время и многие картины каталонского художника.

Впервые «телефон-омар» был продемонстрирован на первой лондонской выставке сюрреализма в 1936 году — да-да, на той самой, которую Дали открывал в скафандре водолаза и едва не задохнулся!

Всего на планете Земля существует лишь одиннадцать авторских копий знаменитого объекта: пять цветных и 6 белых — потому не стоит удивляться, что Великобритания забила тревогу, когда один из этих одиннадцати был снова выставлен на аукцион.

По заявлению Министерства Культуры, Сальвадор Дали является одним из самых влиятельных художников 20-го столетия, и допустить вывоз из страны столь редкого объекта, который является одним из канонических символом сюрреализма, было бы преступлением.