Анализ картины Микеланджело Буанарроти Распятие Христа - Микеланджело Буанарроти
Анализ картины Микеланджело Буанарроти Распятие Христа

Анализ картины Микеланджело Буанарроти Распятие Христа

«Распятие Христа» — это одна из трех утерянных картин, информация о которых восстановлена только по свидетельствам современников Микеланджело. Так же были утеряны картины «Оплакивание» и «Воскресение».

Остались только наброски, которые были написаны по заказу его предполагаемой возлюбленной Виктории Колонны. Рисунки находятся на хранении в Британском музее. Виктория была для Микеланджело музой, его творческим вдохновителем. Она направляла его и помогала реализовать творческие идеи художника.

Произведение «Распятие Христа» Микеланджело Буанарроти было написано примерно в 1540 году. Это не очередное воспроизведение историй из Библии. Иисус у Микеланджело, в отличие от других воплощений художников, выглядит иначе.

Многие из работ гения были утеряны. Это касается его картин, которые не выстояли в схватке с временем. О многих можно только догадываться по письменным сведеньям авторитетных современников Микеланджело. В числе таких утерянных шедевров относятся картины Оплакивание, Воскресение и Распятие Христа.

Все они были выполнены по просьбе Виттории Колонны, возлюбленной мастера. Любовь к этой женщине сделала полотна особенно живыми и чувственными. Они способны были вызвать неподдельные эмоции, о чем свидетельствуют воспоминания Вазари об увиденных ним картинах.

Распятие Христа в авторстве Микеланджело нельзя называть очередной трактовкой библейской истории. Он изобразил своего Иисуса живым. Распятый Христос у художника остается с открытыми глазами. Он обращает их к небу, к своему отцу. Обращая взор в небо, Христов взывает к своему родителю.

Живым делает фигуру Христа и муки, что испытывает до сих пор его тело. Оно не обмякло как в других вариантах распятия, а продолжает бороться с болью. Видно напряжение мышц и страдание на лице, что позволяет с уверенностью говорить о силе страданий.

Впечатляет разлет рук Спасителя: прибытие гвоздями к кресту они не теряют своей свободы. Такая открытость делает фигуру слабой и сильной одновременно: теперь уже нечего бояться, а скрывать что-либо он не собирался никогда.

Слегка наклоненная фигура получается из косо поставленного креста, но светотень фигуры от этого становится почти кричащей. Это громогласное обращение к зрителю, что приковывает все внимание к центральной фигуре Христа и оставляет почти без внимания скромных Марию и Иона у подножия орудия пыток.

Расплывчатый язык линий усиливает эмоциональную составляющую картины, которая усиливается с каждым последующим вариантом. Распятие не теряет своей религиозной силы, но приобретает новое звучание столь необходимое для нового времени и мировоззрения эпохи Возрождения.

На картине художник изобразил сцену распятия, но Иисус нарисован с открытыми глазами. Они обращены в небо — Иисус обращается с молитвой к своему отцу, ищет у него защиты и молит о терпении. Так же зритель видит страдания Христа, в то время, как на картинах других художников всегда изображалось безжизненное тело.

Но Микеланджело показывает все муки Сына Божьего в его движениях и позе. Его мышцы напряжены, а тело изогнуто в судорогах боли и страдания. Так же необычно мастер нарисовал и руки Христа. Они словно свободны, хоть и прибиты к кресту гвоздями.

Создается впечатление, что человек на кресте одновременно и прикован и свободен. Крест, на котором распят Иисус, из-за светотени кажется немного наклоненным к зрителю. Этим приемом художник привлек все внимание зрителей на самого распятого Христа, оставив на заднем плане почти незаметных других персонажей картины.

У самого подножия креста можно увидеть Марию с ужасом взирающую на содеянное людьми. Она словно коршун с распростертыми руками пытается закрыть собой сына. На картине внизу так же изображены Мария Магдалена и Иоанн.