Анализ картины Джотто ди Бондоне Распятие Христа - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Анализ картины Джотто ди Бондоне Распятие Христа

Анализ картины Джотто ди Бондоне Распятие Христа

Эта картина великого мастера в силу своего сюжета более других напоминает классическую по стилю изображения икону. Но Джотто, даже в такой, достаточно стандартный тип иконы, удалось привнести динамику и экспрессию. В первую очередь, это нашло отражение в динамичности изображенных фигур.

Хотя может показаться, что на картине нет никакого движения, стоит внимательно присмотреться. Эта деревянная доска – как своеобразная моментальная фотография. Она запечатлела на века момент высочайшего накала страстей.

В центре композиции – распятый на кресте Иисус Христос. По его бледному, бессильно повисшему на кресте телу становится понятно, что он уже мертв. Столб в бессильном исступлении горя обнимает стоящая на коленях женщина в красном плаще. Это Мария Магдалина, верная последовательница Христа, позже объявленная женоненавистнической церковью блудницей. Само ее положение и жест отражает предельное страдание.

Остальные персонажи картины разделены на две части. С одной стороны группа женщин, называемых в Библии женами-мироносицами, поддерживают под руки ослабевшую от горя и невероятных страданий Богоматерь. Она бессильно обвисла на их руках, не в силах справиться со своими эмоциями.

Другая часть картины – это верные сторонники Иисуса Христа, его апостолы. Они стоят тесной толпой глядя на своего вождя и не веря в его смерть. За обеими группами фигур видны изображения римских всадников, практически зеркально симметричные. С этой же целью вокруг распятого Христа изображены порхающие херувимы. Они расположены тоже симметрично, по кругу, что добавляет картине эффекта движения.

Для изображения художник выбрал светлую цветовую гамму с преобладанием красного и золотого цвета. При всей трагичности изображенного момента эта икона выглядит торжественно и монументально.

Автор всегда отличался своеобразным стилем и чувством пространства. Его работы совершили революцию в живописи начала XIV века: от плоского двухмерного изображения Джотто перешел к созданию более глубоких композиций.

Символичность и строгая идейность персонажей под кистью мастера обрели собственные черты характера и эмоции. Детализация одежды, жестов и акцентов позволила картинам художника ожить и обрести новые границы, что послужило примером и вдохновением для многих его последователей.

Картина Джотто “Распятие” – икона в чистом виде. Помимо классических приемов иконописи, в ней преобладают эмоциональность, светлая палитра, объемность и динамика.

Работа мастера демонстрирует зрителю печальное, но в то же время значимое событие: гибель Иисуса Христа, распятого на кресте. Спаситель выступает центральной фигурой композиции. Его безжизненное, тонкое тело поникло и держится на раскинутых в стороны руках. Нимб над головой обрамляет бледное умиротворенное лицо. У основания креста скорбит женщина в красной накидке – верная Мария Магдалина, когда-то запятнавшая себя репутацией блудницы, но раскаявшаяся.

Слева на картине изображены женщины-мироносицы, осененные нимбами, поддерживающие на руках безутешную Богоматерь, только что пережившую смерть сына. Справа от креста собрались апостолы Христа. Они смотрят на Спасителя с печалью и надеждой, не готовые поверить, что его душа больше не с ними.

Задний план представляет зрителю растерянных римских всадников с пиками, расположенных симметрично друг другу. Симметрия преобладает и в положении ангелов, кружащих над Иисусом и готовых забрать его в светлые чертоги Рая. Эти детали создают ощущение подвижности и живости картины. Придают работе величественный и торжественный вид ведущие золотой и красный цвета.

Общее представление от работы передает психологическое напряжение, ощущение траура и трагедии, но вместе с тем – и чувство надежды, ожидание чего-то великого и важного для каждого участника этих событий.

Роль Джотто ди Бондоне в становлении итальянского живописного искусства сложно переоценить. Именно благодаря ему появился совершенно новый подход к изображению пространственного измерения на картинах, они получили глубину и объемность. Большей частью художник работал над росписью церквей, изображениями фресок, икон. В его творчестве преобладают традиционные мотивы христианских мифов, но рука мастера узнаваема в каждом его творении.

«Распятие Христа» запечатлело трагический момент гибели Сына Божьего на горе Голгофе. Тонкая белая фигура Спасителя является центром картины. Христос будто парит в воздухе, едва удерживаемый перекладинами креста. Нимб над его склоненной головой закрывает опорный столб, и создается впечатление, что раскинутые в стороны руки парят в воздухе, сами удерживая на плечах перекладину.

К столбу у ног Христа в исступленном порыве припала фигура, закутанная в алую накидку. Кто эта женщина? Мария Магдалина, раскаявшаяся блудница? По левую руку от висящей фигуры, на земле, группа из четырех женщин, головы их осенены нимбами. В центре – старуха в черном траурном плаще с покрытой головой, объятая горем мать. Справа от Христа стоят его апостолы, взирая на спасителя с печалью и страхом. Над головой одного из них так же виден нимб святости.

На заднем плане видны конные стражники с пиками, стерегущие Христа. Они выглядят растерянными, взгляды их устремлены в небо, где парят ангелы. Все они в черном с красными крылами, кроме двух, у самой вершины креста, носящих красное одеяние и черные крылья.

Поражает тщательная проработка всех деталей: картина наполнена жизнью и трагизмом, но не отчаянием. Умиротворение и покой на лице Христа оставляют благодатное ощущение у зрителя, чувство надежды, сопричастности чему-то великому.