Анализ картины Сальвадора Дали Лебеди, отраженные в слонах - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Лебеди отраженные в слонах

Анализ картины Сальвадора Дали Лебеди, отраженные в слонах

Картина была написана в 1937 году. В самом начале своего творчества Дали писал в жанре импрессионизма и кубизма, но позднее его увлек сюрреализм. Мастер писал свои картины, использую свой собственный метод, который он называл «параноидально-критической деятельностью».

На полотне мы видим несколько засохших деревьев, на их фоне изображены три лебедя, которые отражаются в воде. Все детали картины Дали настолько нереальны, что не сразу понимаешь — на что смотреть. Если присмотреться внимательнее, то видно, что деревья и лебеди превращаются в слонов и отражаются в воде, а если картину перевернуть, то и в воде можно увидеть лебедей, превращающихся в слонов.

Все фигуры причудливо переплетаются, даже облака выглядят, как живые нереальные существа. Картина производит очень неоднозначное впечатление. Как известно слоны были любимыми животными Дали. Он считал их идеалом преданности и любви за их отношение к своим детям. Есть мнение, что в этой картине проявились детские проблемы мастера и его родителей.

Причудливые фигуры настолько завладевают вниманием, что не сразу замечаешь одиноко стоящего человека. Он стоит спиной, отвернувшись от центральной картины и думает о чем то своем. Его невзрачная фигура почти сливается со скалой. Говорят, что это изображение самого художника. Кажется, что если он обернется, то видение со слонами и лебедями исчезнет.

Пейзаж, который изображен фоном — это типичный осенний пейзаж Каталонии. На заднем плане мы так же видим скалы, плывущую лодочку, вдали какие-то строения. Но все это никак не отвлекает взгляд от центрального плана картины, фигуры-перевертыши намертво приковывают к себе внимание зрителей.

Взяв у французских импрессионистов их идею отражения предметов в воде, художник внес в нее свои неповторимые штрихи. Порой, глядя на странный и не реальный мир на картинах Дали возникает ощущение, что у художника не все в порядке с психикой. Но вероятнее всего все это только видимость и стиль Дали. Его сюрреализм создает конфликт между нереальностью и реальным миром на картине.

Картина «Лебеди, отражающиеся в слонах» — была написана Сальвадором Дали в 1937-ом году вдали от Испании. Напомним: покинуть родную Испанию художника вынудила Гражданская война 1936 — 1939 г. г. Тем не менее, изображенный на картине пейзаж — одна из бухт мыса Креус в Каталонии, где находится дом Дали — недвусмысленно указывает на то, что мысли художника были всецело заняты событиями, происходившими на его родине.

До Франции и до Италии, где находились Сальвадор и Гала, разумеется, доходили слухи о массовых арестах и расстрелах в Каталонии, о набирающем силу республиканском терроре — и, как мы не раз уже говорили, солнечный свет начинает постепенно исчезать из картин художника, уступая место все более холодным и мрачным цветам.

Согласно заявлению самого Дали, «Лебеди, отражающиеся в слонах» (холст, масло; 51 х 77 см), как и картина «Метаморфозы Нарцисса» написанная в том же году — одна из первых его работ, созданных в полном соответствии с «всеобъемлющим параноидально-критическим методом». В то же время, это ярчайший пример одного из самых удачных «двойных образов», когда-либо созданных художником. Для начала в двух словах упомянем о самом «параноидально-критическом методе», чтобы было понятно, о чем идет речь.

Автором «метода» (как несложно догадаться уже по названию) выступил сам Сальвадор Дали, а значимость его не отрицалась даже отцом-основателем сюрреалистического движения Андре Бретоном. Сальвадор Дали определял его как «спонтанный метод иррационального познания, основанный на поясняюще-критической ассоциации бредовых явлений». Как утверждал Дали в своей программном эссе «Завоевание иррационального» (1935), его метод — это значительный шаг вперед в сравнении с «обычным сюрреализмом».

Если сюрреализм в своем исконном виде призван был слепо воспевать бессознательно-бредово-иррациональное, занимаясь, по сути, его механической фиксацией в форме текстов, картин и любых других произведений искусства, то «метод» Дали шел дальше, призывая подвергать бредовые явления систематизации и обязательной критической интерпретации «постфактум», основанной на принципах параноидального мышления. Напомним, паранойя — психическое расстройство, характеризующееся наличием у пациента взаимопоясняющих бредовых ассоциаций, имеющих систематизированную структуру.

В этом стремлении к интерпретации и систематизации сказывается, прежде всего, аналитический склад ума Сальвадора Дали. Сложно в это поверить, однако художник, прославившийся самой бурной и неукротимой фантазией, в действительности обладал прекрасно организованным мозгом истинного ученого и хорошо осознавал это, не раз заявляя, что «вся его гениальность — от ума». Можно ли назвать «параноидально-критический метод» Дали методом в полном смысле этого слова — спорный вопрос. Дали и сам не мог пояснить его суть так, чтобы его хоть кто-то мало-мальски понял. Следует, тем не менее, признать, что применительно к Дали этот метод работал.

Самым действенным, и чтоли не единственным приемом этого метода являлся «двойной образ» — изображение, скрывающее в себе другое изображение. В качестве примера можно привести картину «Великий Параноик» или схожую вещь «Паранойя» (обе написаны в 1936). Примерно в то же время Дали начинает изображать ассоциативную пару (исходный образ и порожденную им ассоциацию) по раздельности, как в уже упомянутой картине «Метаморфозы Нарцисса», что можно охарактеризовать как «раздвоившийся образ».

В картине же «Лебеди, отражающийся в слонах» мы наблюдаем не просто раздвоившийся образ, но и «образ-перевертыш» — поистине, изобретальность Дали, творящего под знаменем пресловутого «параноидально-критического метода», не знала границ!

На картине изображена одна из бухт мыса Креус, в центре которой возвышается островок с мертвыми, давно лишенными листьев деревьями. Обломанные стволы, сухие скрюченные ветви, напоминающие змей, вызывают «мокро-скользкое» ощущение холода, опасности и тревоги.

Однако сам двойной образ — хорош! Лебеди, вкупе с древесными стволами отражающиеся в грозно-неподвижной глади воды, превращаются в слонов — стоит лишь приглядеться к их отражению повнимательней. Это, как мы уже сказали, не просто двойной образ, но и «образ-перевертыш». Переверни мы картину вверх ногами, ничего не изменится — разве что теперь слоны будут отражаться в лебедях.

Полагаю, что этот «образ-перевертыш» далеко не случаен. Война обладает удивительной способностью обнажать истинную суть человека — и суть эта может оказаться неожиданной даже для него самого. Тишайший клерк из почтового отделения, вздрагивавший от каждого громкого звука, попадает по призыву на фронт и становится бесстрашным воином.

Пьяница и ничтожество, проводивший дни напролет в пивных, получает от новой власти мандат и, наделенный почти божественным правом карать и миловать, превращается в кровожадного тирана. Вчерашний друг становится смертельным врагом, добряк — злодеем, а герой — предателем.

Изначально заложенная в человека суть остается неизменной — война лишь проявляет ее, подобно бесстрастным и безжалостным в своем безразличии лучам рентгена. Вот почему «образ-перевертыш» в картине «Лебеди, отраженные в слонах», в высшей степени удачен с точки зрения символики — как применительно к выше озвученному контексту, так и к любому другому. Ты можешь благополучно прожить половину жизни, считая себя грациозным лебедем, пока не придет война, и не выяснится, что ты — слон.

Кусок сырого мяса, свисающий с одной из веток, красноречиво свидетельствует о торжестве жестокости и жажде крови, охвативших в то время Испанию.

«Будут серпы и косы, как во время войны Жнецов, будут расстрелянные во рвах, распятые заживо на заборах и повешенные прилюдно на фонарях, как в Гражданскую, будут гнев и ярость, ужас и смерть, и кровь, кровь, кровь, и студень вражьего мозга в кровавых прожилках, еще не застывший в расколотом только что, как кокос, черепе; и младенцев их будут убивать в колыбелях, а женщин их, даже беременных — насиловать и тут же душить, чтобы пресечь в веках ядовитое семя — а потом наступит то, страшнее и приятнее чего нет: красное спокойствие…»

Отдельно следует отметить пару антропоморфных облаков, позаимствованных Сальвадором Дали у Винсента Ван Гога, а также мужскую фигуру в левой части холста, от которой исходит ощущение абсолютной бесстрастности и погруженности в себя. Этот образ, контрастирующий с общим напряженным настроением картины — не что иное, как автопортрет, невзирая на отсутствие внешнего сходства.

Мужчина, находящийся внутри картины и в то же время «вне её» — это сам Дали, исторгнутый войною из чрева Испания и сознательно отказавшийся принимать чью-либо сторону. Тем не менее, это вовсе не означает, что художник не пытался осмысливать события, осознавая при этом, что может оставаться лишь сторонним наблюдателем, который никак не в силах повлиять на происходящее.

Хотя птицы в картине «Лебеди, отражающиеся в слонах» могут показаться просто аллегорией — на деле это не так. Известно, что когда-то в бухте рядом с домом Дали действительно плавали лебеди. Уж не знаю, насколько это полезно для них (все-таки морская вода), однако это факт.

Более того, Дали и Гала были неравнодушны к этим птицам и порой даже закрепляли у них на головах колпачки с зажженными свечами. Можете представить себе это романтичное зрелище в ночи — впрочем, прекращавшееся сразу же после того, как какой-нибудь из птиц приходило в голову опустить голову (простите за каламбур) в воду.

Неизвестно, при каких обстоятельствах вышеупомянутые лебеди расстались с жизнью, зато доподлинно известно, что Дали решил сохранить добрую память об этих трех птицах — для чего заказал их чучела. Сегодня вы может наблюдать эти чучела в Доме-музее Дали в Порт-Льигате, в библиотеке.

Вообще, интерес Дали к этим птицам не случаен. Художник, как известно, был знатоком древнегреческой мифологии, а одним из излюбленных его мифов являлся миф о Леде и лебеде, что впоследствии наше отражение в многих его работах, включая и широко известную «Атомную Леду».

Знаменитый испанский художник Сальвадор Дали создал картину «Лебеди, отраженные в слонах» в 1937 г. На заре своего творчества Дали увлекался импрессионизмом и кубизмом, а затем стал писать в жанре сюрреализма, считая себя единственным настоящим представителем этого направления. В своих картинах Дали использовал собственный метод, который определял как “параноидально-критическая деятельность”.

В этой манере написаны «Лебеди, отраженные в слонах», представляющие собой двойное изображение, воплощающее визуальные иллюзии и галлюцинации. Полотно вызывает неоднозначную трактовку. Через отражение в озере видно, как части разных объектов переходят друг в друга: лебединые головы превращаются в слоновьи, а ветви тёмных оголённых деревьев становятся телами слонов. Почему именно слоны? Известно, что это были любимые животные Дали, он считал их совершенными созданиями за их нежную и преданную заботу о детёнышах. Предполагается, что в этом образе отражены разногласия художника с его родителями.

Слева можно увидеть мужчину, ссутулившегося и отвернувшегося от воды. Неизвестно, что будет, если он обернётся – возможно, мираж с лебедями и слонами исчезнет? Фигура человека усиливает ощущение тревоги, неуютной и давящей атмосферы, но вместе с тем глубокой погружённости в происходящее. Считается, что человек на картине – автопортрет самого Дали.

В основу картины легли осенние пейзажи Каталонии. Кисть художника отображает отчётливый контраст между прохладной гладью воды и грубыми выступами окружающих скал. Горизонт на картине не пустует: вдали видны какие-то строения, плывущая лодка. Но композиция построена так, что ключевые фигуры намертво приковывают внимание, создавая конфликт реального с нереальным – именно это является главной идеей картины.