Картина Сальвадора Дали Метаморфозы Нарцисса - Сальвадор Дали
Картина Сальвадора Дали Метаморфозы Нарцисса

Картина Сальвадора Дали Метаморфозы Нарцисса

Метаморфозы Нарцисса (50,8 Х 78,3 см, холст, масло) — картина, которую Сальвадор Дали написал в 1937-ом, и которая, по заявлению самого художника, может считаться первым его полотном, созданным в абсолютно полном соответствии с разработанным Дали параноидально-критическим методом.

В этом смысле картина «Метаморфозы Нарцисса» стала для Сальвадора Дали поворотной работой, знаменующей окончательный переход от сюрреализма, как «чистого автоматизма», на более высокую ступень, которую, по мнению Дали, и являл собой его метод.

Прежде, чем заняться «Метаморфозами», напомним определение, данное методу самим Дали: параноидально-критический метод — метод иррационального познания, основанный на пояснительно-критической интерпретации паранойяльных (бредовых, галлюцинаторных) явлений.

Переводя вышесказанное на простой язык: если сюрреализм — это механическая фиксация образов подсознания, то параноико-критический метод — это не просто бред (сновидение, галлюцинация), но бред, так сказать, «систематизированный и поясненный». А если эта системная фиксация бреда происходит на техническом уровне Сальвадора Дали — рождаются шедевры, меняющие историю искусства.

Кстати, Дали совершенно прав: картина «Метаморфозы Нарцисса» — это не просто двойной образ, как например, в картине «Испания» или «Великий параноик», написанной годом ранее — но образ, скажем так, «раздвоившийся», то есть — раздельно запечатленные образ и его интерпретация в рамках одного сюжета.

Не исключено, что толчком к написанию картины «Метаморфозы Нарцисса» послужило издание «Метаморфоз» Овидия с иллюстрациями Пабло Пикассо. Для Дали в этом заключался определенный вызов (мы не раз уже писали о том, что Дали, достигнув известности, захотел перещеголять художника из Малаги, на которого, будучи юным, смотрел с восторгом и обожанием) — так что его «Нарцисс» мог материализоваться, в том числе, и по причине этого извечного духа соперничества с Пикассо.

Впрочем, уверен, что причина эта — далеко не единственная. Во-первых, сам Дали был непревзойденным «нарциссом», причем сознательным и гордящимся своим нарциссизмом, а во-вторых, понятие «нарциссизм» ввел в психиатрию не кто иной, как Зигмунд Фрейд, который для Сальвадора Дали до конца сороковых являлся воплощенным Богом — ни больше, ни меньше.

Кстати, на свою первую и единственную встречу с Фрейдом Дали прихватил именно «Метаморфозы Нарцисса» — и был безумно рад положительной реакции старика Фрейда на его произведение.

Напомним: Нарцисс — сын речного бога Кефиса и нимфы Лириолы, юноша необычайной красоты, расположения которого добивались тысячи лиц как мужского, так и женского пола, но гордый и самовлюбленный Нарцисс с презрением отвергал их любовь, обрекая их на муку, а кое-кого и на смерть. Отвергнутые взмолились Немезиде, и та вняла их мольбам наказать холодного наглеца.

Немезида сделала так, что во время одной из охот Нарцисс увидел в реке свое отражение, влюбился в него без памяти и, не в силах оставить его, умер на том же месте от голода и жажды.

Когда нимфы пришли за телом его, то увидели, что на месте смерти Нарцисса вырос красивый цветок, названный в честь самовлюбленного юноши.

Начав работать над картиной, Дали заметил, что стоит некоторое время пристально посмотреть на фигуру склонившегося к воде Нарцисса, отойдя на определенное расстояние, и фигура постепенно начинает исчезать, превращаясь в каменную ладонь, держащую в пальцах луковицу или яйцо, из которой готов вот-вот прорасти клубень.

Кстати, и яйцо, и луковица в качестве образа-символа подходят к сюжету картины идеально. Яйцо — как символ рождения и новой жизни, а луковица — как напоминание об испанской поговорке: «У него луковица в голове проросла», что означает одержимость навязчивой идеей или комплексом — например, той же самовлюбленностью-нарциссизмом.

Если бы речь шла просто о сюрреалистической картине, Дали умудрился бы вместить оба образа — руку и Нарцисса в одно изображение, сделать «два в одном», что, собственно и называется двойным образом, на какие он был непревзойденный мастер.

Однако «Метаморфозы Нарцисса» созданы в русле параноико-критического метода — и потому, по словам Дали, мы видим перед собой «первое явление сюрреалистической композиции, включившей в себя последовательную интерпретацию иррационального сюжета». Иными словами, это «раздвоившийся двойной образ», наподобие того, что мы видим в картине «Лебеди, отраженные в слонах», написанной в соответствии с тем же методом.

Хотел бы указать на еще одно интересное замечание Сальвадора Дали, который неустанно в те годы подчеркивал, что истинной философской глубины живописный образ достигает только в случае математической точности в изображении его мельчайших деталей.

Именно эта «математическая», фотографическая, гиперреалистическая «точность» Дали в изображении того, что способно существовать лишь в виде сна, галлюцинации или бреда — главный секрет успеха картин усатого каталонца — разумеется, на мой взгляд, который, впрочем, и является единственно верным:)

Конечно же, мы не сбрасываем со счетов невероятного трудолюбия Маэстро Дали, умело направляемого железной рукой супруги и собственными амбициями, которые у Дали всегда возрастали со скоростью поистине космической.

Однако, помимо бесконечных самовосхвалений, от которых попахивает бредом величия, Сальвадор всегда много работал. Художником был редкостным трудягой и настоящим фанатиком живописного ремесла, неустанно расширявшим доступный ему технический арсенал.

Нарцисс поклонялся самому себе и любовь эта его погубила.

Легенда заканчивается гибелью юноши, отказавшегося ото всех благ, в том числе и от еды ради удовлетворения любви к самому себе. Боги взяли Нарцисса к себе и превратили в прекрасный весенний цветок. Взяв начало картины из поэмы Овидия, и положив в ее основу известную всем древнегреческую легенду, Дали создал чувственное и прекрасное произведение.

На первом плане полотна зрителю представляется возможность самолично увидеть Нарцисса в задумчивости сидящего у воды. Колени Нарцисса подогнуты, а голова опущена, так, что всем становится ясно, что оторвать взор от своего образа он не в силах.

На втором плане картины виднеется каменная глыба в виде руки из нескольких пальцев. Рука эта держит яйцо – символ возрождения и новой жизни, на какой-то миг кажется, что из него вот-вот появится нарцисс и он действительно появляется. Задний план картины украшает группа обнаженных людей, а также шахматная доска с пьедесталом в центре. Других фигур на доске нет, что также символично, поскольку напоминает одновременно и о безмерной любви Нарцисса к собственной персоне, и о том одиночестве, на которое герой обрекает себя своими поступками.

«Метаморфозы Нарцисса» – одно из самых красивых и символичных произведений Дали, к написанию которого он подготовил особенные кисти и краски и даже освоил работу с совершенно не знакомыми техниками накладывания мазков. Помимо всего прочего Дали написал к картине небольшое лирическое стихотворение, в котором сравнивал себя самого с главным героем, громогласно провозгласив, что он и есть Нарцисс.