Анализ картины Сальвадора Дали Лицо войны - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Лицо войны

Анализ картины Сальвадора Дали Лицо войны

Потеряв всякую надежду на нормальную жизнь в Европе, художник из любимого Парижа уезжает в Америку. Война накрывает Старый Свет и стремится захватить весь оставшийся мир. Мастер еще не знает, что пребывание в Новом Свете на протяжении восьми лет сделают его по-настоящему знаменитым, а его работы — шедеврами мировой живописи.

Картина была создана по дороге в США. Впечатленный трагедией, разыгравшейся в мире, кровожадностью политиков, мастер приступает к работе еще на пароходе.

В работе легко угадывается манера художника, его четкий рисунок и способ создания деталей, композиционные особенности. Но в этот раз художник отказывается от сложного, замысловатого языка сюрреализма. Смысл его работы легко поймет всякий зритель, неискушенный загадками других работ Дали.

В окружении безжизненной пустыни предстает перед зрителем мертвая голова, в глазницах и ротовой полости размещены черепа, в глазницах которых новые черепа… И так до бесконечности. Многочисленные змеи, вырастающие из головы, кусают ее же. Таким образом автор попытался изобразить бессмысленность войны, ее противоестественность и губительность для цивилизации.

Композиционно картина построена таким образом, что зритель наблюдает за ужасным видением — головой — из пещеры. Присутствие зрителя в работе обозначено отпечатком руки на камне. Зритель чувствует себя составной частью работы, участником этого миража.

Работа наполнена атмосферой страдания и ужаса. Бедный колорит работы, приглушенные тона и депрессивные оттенки, создают сильное звучание главной идеи работы. Картина имела большой успех у публики и стала едва ли не единственной работой мастера, в которой художник отказывается от своей приверженности к сложному живописному языку и невообразимому сочетанию деталей.

На пароходе в Америку Сальвадор начинает работу над картиной «Лицо войны». Под впечатлением трагедией, кровожадностью сильных Мира сего рождается один из мощнейших мировых шедевров.

В картине просто угадать стиль и руку мастера, четкость изображения и особенности прорисовки деталей. Однако Дали пишет «Лицо» без замысловатостей сюрреализма. Работа понятна и не оставит равнодушным, она пугающая, скрывающая многие страдания и смерти, угрожающая и полная безысходности перед происходящим.

Безжизненная до горизонта голая пустыня, на переднем плане которой располагается мертвая голова, лицо скорченное болезненной гримасой. Вместо отсутствующих глаз в больших пустых глазницах расположены мертвые головы с такими же гримасами ужаса.

В немом крике широко открыт рот, за двумя оставшимися потрескавшимися верхними зубами виднеется такая же скорченная гримаса, в глазах и во рту которой все новые и новые страшные головы.

Обрамляют, кричащую ужасной немотой мертвую голову острозубые шипящие ядовитые змеи. Они кусают голову, причиняя ей все новые и новые страдания. Морщинами ужаса пропечатан лоб головы.

Художник хочет донести людям бессмысленность и разрушительность войны, ее губительность для всего живого. Композиция построена так, как будто зрители лицезрят мертвую голову из какого то каменного укрытия с закругленным входом, то ли пещеры, то ли подземелья. Об этом говорит каменный неровный обрывок в правом верхнем углу полотна.

На падающей от каменного края отверстия тени сам мастер оставил отпечаток своей правой руки в настоящую величину. Глядя на картину у зрителя создается впечатление, что он находится внутри полотна и он чувствует себя участником этого страшного действа.
Длинная темная тень от головы слева и песчаные наносы справа от головы создают впечатление бесконечности и депрессивности.

Картина исполнена ужасом и страданием. Приглушенные монотонные цвета одного колора подчеркивают важность главной идеи картины. Полотно стало очень популярным и быстро достигло успеха у публики, в том числе простым незамысловатым сюжетом, которые так присущи кисти Сальвадора.

Сальвадор Дали не мог видеть, как гитлеровские войска врываются в родную Францию. Он отбыл в США вместе с женой, покинув любимые места, с болью и горечью осознавая, что все будет разрушено и разбито.

Ужас войны, страх, кровопролитие переполняли сознание художника. Все, что было мило и дорого многие годы в один миг было растоптано, сожжено и растерзано. Казалось, все мечты, все планы были заживо погребены под фашистским сапогом.

В США Дали ждал успех, признание, жизнь его там сложилась очень счастливо и насыщенно, но тогда, когда художник плыл на пароходе, покидая Францию, он этого еще не знал. Каждый нерв его был натянут, точно струна, эмоции требовали выхода и, прямо там, на пароходе Дали приступил к своей картине «Лицо войны» (1940г).

В этот раз он отступил от свойственной ему манеры, картина была написана предельно просто и доходчиво. Она кричала, она врывалась в сознание, она оковывала ужасом всех, кто ее созерцал.

На фоне выжженной, безжизненной пустыни изображена одна человеческая голова, которая охвачена гримасой ужаса и бесконечного страдания. Обтянутый кожей, безволосый череп – яркий символ войны.

Глазницы и искореженный рот многократно повторяют этот кошмар. Черепа, черепа, черепа , а еще нечеловеческий ужас – вот и все, что война приносит всем, кто встает на ее пути. Рядом с войной нет жизни, и сама по себе она кошмарна и мертва.

Многочисленные змеи рождаются из головы и ее же поедают. Они больше похожи на мерзких червей, но пасти их раскрыты и, кажется, даже сейчас доносится их злобное шипение.

Созерцатель картины не является сторонним наблюдателем, он, будто бы, находится здесь же, только смотрит на кошмарное лицо из пещеры. Это ощущение подкрепляет и след от руки в углу картины.

Дали, будто, хочет призвать к разуму – сейчас, когда ты под прикрытием, в пещере, подумай- стоит ли идти туда, где только безжизненная маска смерти, стоит ли начинать войны, которые сжирают своих же начинателей, которые приносят бесконечные страдания и обречены на ужасную гибель.