Работа «Медитативная роза» была создана на родине художника, в Испании. Данная картина ощутимо выделяется среди других, она яркая, светлая. Это единичный случай, когда в творчестве художника встречается необычное мироощущение. В большинстве случаев, можно увидеть только копии, но, несмотря на это, картина производит удивительное впечатление. В случае с предыдущими работами Дали имеются глубокие, сложные, оригинальные формы, загадочные смыслы и необъяснимые предметы, то здесь, все иначе. Фоном является голубое небо, на котором можно увидеть также светлые облака. Внизу, как и должно быть, земля, и редко встречающиеся у Дали четкие очертания идущих людей. Самое необычное, что можно наблюдать на этой картине, на месте, где должно было находиться солнце, изображена роза. Бутон розы красного цвета, с распущенными лепестками и капелькой росы. Картина вызывает двоякое чувство, радость, но в то же время и странное беспокойство. Такой подход, скорее всего, указывает на то, что земным светилом для людей является любовь.
Это счастливое время в жизни Сальвадора Дали, слава, все противоречия утихли, насыщенная работа в Америке дала результаты. И все бы хорошо, но это странное беспокойство, откуда оно? Что-то в то же время и отталкивает от этого яркого, и не предвещающего ничего плохого цветка. А если присмотреться внимательнее, не слишком ли близко расположен цветок, разве там солнцу место? Картина «Медитативная роза», еще одна работа в стиле Дали, которая дает, немало оснований для глубоких раздумий. Каждая деталь тщательно прорисована, и выделена природная уникальность. А, может, весь секрет в том, что Дали пытался донести предстоящую опасность, возможно, эта кровавая роза связана с испытанием ядерного оружия. Или это связано с увлечением восточной философией, но, несомненно, это еще одна работа, которая требует глубоких размышлений.
Картина «Медитативная роза» была написана Сальвадором Дали в 1958-ом году и ныне находится в частной коллекции. «Медитативная роза» — пожалуй, самая «недалианская» из картин Дали»! В ней начисто отсутствует привычный набор навязчивых идей, образов, символов и фобий, которыми Сальвадор Дали начал обильно уснащать свою живопись с конца 20-хх годов.
Где привычные нам костыли? Где мягкие часы, муравьи и слоны на длинных конечностях насекомых?
Где носорожьи рога и двойные спирали молекул ДНК? Где двойные образы, которые невольно ищешь в каждой работе каталонского Маэстро?
Ничего этого нет. Картина «Медитативная роза» может похвастаться полным отсутствием привычного нам творческого арсенала Сальвадора Дали.
Разве что, здесь легко узнаются знакомые нам виды долины Ампурдан, откуда Дали родом — но это вполне объясняется маниакальной влюбленностью художника в его родные места, и только.
К тому же, никаких фантасмагорических персонажей в умиротворяющем ампурданском пейзаже «Медитативной розы» тоже не найдешь — всего лишь пара влюбленных, над которыми левитирует гигантская, выписанная с фотографической скрупулезностью и безусловным мастерством роза.
Роза. Просто роза. Красивый, прекрасно написанный розовый бутон — без загадки и подвоха. Посмотрите, как чужно Дали сделал капельку влаги на лепестке — она чиста, прозрачна, трехмерна и абсолютно натуралистична.
Она повсеместна и общеупотребительна, как кока-кола. Всё это заставляет вспомнить о таких авангардных направлениях в современном исккусстве, как гиперреализм и поп-арт. Их еще, правда, не было в 1958-ом — но Дали, со свойственным ему опережением, их предвосхитил.
«Медитативная роза» Дали пользуется большой популярностью у научных работников, бизнесменов средней пуки и психиатров — они любят украшать свои кабинеты репродукциями этой картины. Похоже, обещанный Дали в названии медитативный эффект все-таки имеет место быть. «Медитативная роза» почти так же прекрасна, как «Корзинка с хлебом» — и точно так же непостижима. Это кантовская «вещь в себе». Хотя…
Хотя у нас имеется персональный метод исследования работ Дали, которым мы пользуемся из раза в раз, и который работает безошибочно: хочешь разгадать ребус под названием «картина Сальвадора Дали» — вспомни обстоятельства жизни художника на момент ее написания.
Потому что картины Дали — это сам Сальвадор Дали на тот или иной момент времени, со всем своим интеллектуально-эстетическим багажом. Это правило работает безошибочно.
Итак, какой он, Сальвадор Дали образца 1958-го года? Во-первых, художник, который незадолго до того обвинил Пабло Пикассо в воспевании уродства, в то время как искусство, по словам Дали, призвано воспевать красоту и служить исключительно целям прекрасного.
Роза прекрасна? Несомненно! При всей своей затасканности и банальности, роза — одна из красивейших сущностей, сотворенных природой.
Во-вторых, Дали образца 1958-го — это художник, прославляющий испанский религиозный мистицизм и активно создающий полотна на религозные темы. Да, Дали не был верующим и остался агностиком до конца дней — однако заявлял при том, что «верующий посредственный художник принесет религии куда меньше пользы, чем неверующий гений». Он, как мы понимаем, был именно «неверующим гением».
И он, надо признать, оказался совершенно прав! Такие его религиозные вещи, как «Христос Святого Иоанна Креста», «Тайная Вечеря» или «Гиберкубическое тело» пережили свое время и останутся в истории искусства навечно.
В том же 1958-ом году Дали написал «Космическую Мадонну», а годом позже — монументальную «Пресвятую Деву Гвадалупскую». К чему я это говорю? Да к тому, что роза — известнейший христианский символ — цветок Богородицы. Католики не случайно называют Матерь Божью Девой Розария.
Так что «Медитативную розу» можно, на мой взгляд, воспринимать, как упражнение на только на тему красоты — но и религии. В доказательство приведу фото уже упомянутой мною «Девы Гвадалупской»:
Как видите, полотно, написанное в то же время, буквально изобилует розами, выступающими именно в роли символа Богоматери. Таким образом, загадка «Медитативной розы» выглядит не такой уж неразрешимой.
Впрочем, возможно, все не так просто и очевидно? Вдруг Дали, завороженный ядерной физикой, таким иносказательным образом изобразил атомный взрыв, красотой которого в свое время восхищались ученые?
Можно было бы даже сказать (если такое вообще применимо к творчеству Сальвадора Дали) – осторожного оптимизма. Картина приковывает к себе взгляды, где бы вы её не увидели (даже в виде копии или репродукции, потому что саму картину увидеть сложно, она находиться в частной коллекции). Голубое сияющее небо, с радостными, слегка подсвеченными легким розовым цветом перистыми облаками, нехарактерно тщательно для Дали, до мельчайших подробностей и фигурок людей выписанная долина светло-коричневых тонов под этим небом…
А в центре картины – вместо солнца! – огромный, яркий, «летний», с распущенными лепестками, бутон розы. От картины нельзя оторваться, она дарить радость и , одновременно – странную тревогу (что уже больше похоже на впечатления от работ Дали). Попытаемся разобраться в её символике. Большинство критиков, да и оставляющих отзывы в музеях или комментарии на сайтах зрителей сходятся во мнении, что бутон «медитативной» розы заменяет собой небесное солнце, то есть картина как бы символизирует подмену небесного объекта – земным, а смысл этого произведения – земная любовь, согревающая и освещающая людскую жизнь на этих равнинах.
Отсюда и радостное отношение к жизни, соответствующее, собственно, наиболее светлому периоду в жизни самого художника: он уже знаменит, разногласия с сюрреалистами его больше не волнуют, к тому же Дали только что вернулся на родину из Америки, где, пусть и не очень плодотворно, сотрудничал с Диснеем и Хичкоком. Но откуда же тогда подспудная тревога? Вглядитесь в картину холодным взглядом аналитика: не слишком ли низко для солнца расположен ослепительно яркий, красный (если не кровавый) розовый бутон? Напомним, к 1958 году уже не секретом были испытания ядерного оружия, как и восклицание одного из его создателей: «Какая небывалая красота!». И в самом деле, не напоминает ли эта, воссиявшая над землей – но все же чуть ниже солнца, – «земная роза», – ядерную вспышку? Словом, картина «Медитативная роза», как все работы Дали, дает повод к размышлениям, если не к медитации.