Анализ картины Сальвадора Дали Антропоморфный хлеб - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Антропоморфный хлеб

Анализ картины Сальвадора Дали Антропоморфный хлеб

Картина «Антропоморфный хлеб» была написана Сальвадором Дали в 1932-ом году, в довольно «странный», по собственному признанию Дали, период жизни художника. Дали уже был известен и популярен в богемных кругах Парижа, его остроты цитировались, его афоризмы повторялись на каждом углу, его имя звучало в каждом салоне меценатствующего аристократа — а между тем, денег на жизнь катастрофически не хватало. «Монетизации таланта», как сказали бы сейчас, еще не произошло. И потому денег на ту же жизнь в Париже попросту не было.

Приходилось являться в этот упорно не желающий разродиться деньгами Париж «налётами»: напоминать о себе, производить определенный фуррор, подобно яркой комете — и тут же, из-за непонятного самому Дали недостатка денег, удаляться в первозданную глушь Порт-Льигата.

Антропоморфный хлеб — описание и объяснение
Чтобы понять картину «Антропоморфный хлеб», всего-то и нужно, что вспомнить, какими мыслями был одержим Сальвадор Дали в то время. А мысли и помыслы Дали образца 1932-го года вертелись вокруг трех совершенно фундаментальных «китов», определяющих его тогдашнее «бытие и сознание».

Вот они, эти «киты»:

1) секс (в то время Сальвадор, благодаря Гале, лишиввшей его девственности, лишь недавно открыл для себя эту эту немаловажную и, что там скрывать, приятную сторону человеческого существования и был буквально одержим беспрерывными соитиями с супргугой. Это отмечали все близки к семье Дали в тот период люди

2) голод (с деньгами, как мы уже сказали, в 1932-ом было туго. Дали что-то зарабатывал, но явно недостатояно для того, что он и Гала могли поддерживать жизнь, которой хотели оба — то есть яркую, беззаботную и безбедную).

3) творчество (творчество и вообще являлось в жизни Сальвадора Дали нерушимой константой, однако в тот период мозг его был особенно деятелен: единственное, чем он мог заработать деньги и избежать, таким образом, голода — его творчество, и потому Сальвадор буквально из кожи вон лез, пытаясь изобрести что-то особенное оригинальное.)

Соберем три этих фактора воедино — и сразу же поймем, почему в работах Дали этого периода так часто появляется хлеб (голодный думает о хлебе), почему этот хлеб имеет ярко выраженную фаллическую форму (Дали был одержим, как мы уже сказали, сексом), и как вообще ему пришла в голову столь, мягко говоря, необычная идея: наделить хлеб ярко выраженными признаками фаллоса (сверхизобретательная мыслительная активность Дали, подстегнутая страхом нищеты).

Не удержусь и приведу маленький фрагмент из «Тайной жизни» Дали, который заодно поможет нам понять, какую роль в «сюрреалистическом хлебе Дали» играет чернильница.

«Прибыв в Париж, я провозгласил: «Хлеб, хлеб, хлеб — и ничего, кроме хлеба!»… Люди догадывались, что мой хлеб, тот хлеб, который я изобрел, отнюдь не предназначался для насыщения и поддержания многодетных семей.

Мой хлеб был яростным, античеловечным хлебом, хлебом отмщения воображаемой роскоши и утилитарности рационально-практического мира. Это был аристократический, эстетический, параноидальный, утонченный, иезуитский, феноменальный, парализующий, гиперочевидный хлеб…»

И здесь же:

«Ничто не может быть проще, чем вырезать две аккуратные ровные дырочки в верхней части буханки и поместить в каждую из них по чернильнице. Можно ли представить что-либо более разлагающее и эстетичное, чем видеть, как этот хлеб-чернильница постепенно покрывается пятнами из-за случайных клякс чернил марки «Пеликан»?

Иными словами, в своем стремлении эпатировать публику, а лучше всего, вызвать скандал, Дали берет одну из фундаментальных святынь-символов человества — хлеб, и намеренно стаскивает эту святыню с небес. Более того, он наделяет эту святыню сексуальными функциями — и делает так в целом ряде картин той поры.

«Антропоморфный хлеб» — далеко не самая скандальная работа Дали того периода с изображением хлеба. Если мы возьмем картину Сальвадора Дали «Средний французский хлеб с яйцами на тарелке и вне ее, верхом на лошади, пытающийся повердгнуть содомскому греху горбушку португальского хлеба» — то уже из названия поймем, что сюжет картины гораздо более «антропоморфен». Впрочем, это Сальвадор Дали — и этим всё сказано.

Сальвадор Дали сюрреалист, который в свое время будоражил умы людей своего времени. Но и сегодня современники спорят о значении его картин и пытаются разгадать безумную личность художника.

Много среди его работ тех, которые ужасают и поражают всякое воображение. Таковой картиной является “Антропоморфный хлеб”, написанная в 1932 году. Форма у данного хлеба явно фаллическая. О чем думал странный автор, рисуя этот очередной хлебный шедевр.

Он любит рисовать на своих полотнах привычный хлеб в очень броских и вызывающих формах. Каждый, наверняка, слышал такое выражение – хлеб всему голова. Вот только голова, как говорится, может быть разной. В этой картине мы видим всем известный орган, который прикрыт. На конце хлебного изделия висят расплывшиеся часы. Это говорит о том, что время стремительно мчится вперед. И все, что имеет силу сегодня, обязательно станет ненужным и слабым завтра.

Булка хлеба в начале своего пути имеет приятный аромат, от его вкуса человек чувствует настоящее наслаждение. Особенно только что испеченный батон, дарит всему помещению ароматный запах. А во рту начинает выделяться обильная слюна. Но, если не воспользоваться им сегодня по назначению, завтра вкуснейший хлеб почерствеет и станет пресным. Путь жизни такой же, как и у изображенного на полотне.

Вначале он бодр и регулярно готов на подвиги. После этот «герой» старается отсидеться за занавесом теплого одеяла. А далее совсем становиться негодным и пресным. Дали провел эти параллели, и нарисовал свой вульгарный, но правдоподобный шедевр.

Конечно, так сравнить хлебобулочное изделие мог только безумец. Но все мы безумны в этом мире. Сальвадор сумел обнажить свое безумие и теперь о его работах не перестают говорить. Он видел много странных вещей и лишь с некоторыми своими фантазиями поделился с нами. Но время чересчур быстротечно, он увял и не успел очень много.