Анализ картины Сальвадора Дали Антропоморфный шкафчик - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Антропоморфный шкафчик

Анализ картины Сальвадора Дали Антропоморфный шкафчик

Дали и Пикассо – это два художника, которые потрясли мир своим совершенно непохожим взглядом на существующие каноны жизни. И у того и у другого было совершенно разное понимание мира и потому творения их несколько выбиваются из привычного нам мышления. И если Пикассо ещё как то можно было понять, то Дали не только своим творчеством, но и своим поведением в жизни вызывал либо восторг, либо полное отвращение.

Но вот в этом полотне мастер дал понять, насколько трудно быть индивидуальным человеком. Как тяжело отличаться от остальных и при этом не быть закрытым. Смотрите что получается, почти все ящики человека раскрыты, видны даже внутренности, но человек не готов быть настолько открытым как его просит толпа. И потому он упал, и потому его рука просит остановиться людей и не подходить. Он просит об одиночестве, он просит не дать ему снова и снова быть на людях. Это потому что его «ящики» пусты, они растратили свои преимущества.

Правда толком не поймёшь кто на полотне – женщина или мужчина, но не всё ли равно? Неужели и у нас не бывает такого момента, когда внутри всё пусто и никого не хочется видеть рядом? Бывает такое. И видимо у Дали тоже такое случалось и потому родилось это полотно. Родилось от желания хоть ненадолго остаться в одиночестве и пополниться новыми силами и новыми эмоциями, чтобы потом снова взяться за работу. Нужна была пауза.

Дали работал не покладая рук. Создавал свой музей, занимался архитектурой, дизайном, полотнами, тот есть живописью. Он просто жил настолько насыщенной жизни, что одиночество он считал за благо. Но и от него он уставал быстро, несколько дней тишины – и потом снова бешеный ритм работы, встреч, общения с нужными людьми. И лишь только смерть угомонила гения и дала, наконец, ему долгожданный или неожиданный покой.

Картина Сальвадора Дали «Антропоморфный шкафчик» — совсем небольшая вещь (25 Х 43 см, доска, масло) написанная художником в 1936-ом году и являющаяся своего рода живописной вариацией знаменитой скульптуры «Венера Милосская с ящиками», созданной Дали совместно с Марселем Дюшаном в том же 1936-ом. В наши дни «Антропоморфный шкафчик» принадлежит коллекции музея К20 в Дюссельдорфе.

Работая над этюдами к «Антропоморфному шкафчику», Сальвадор Дали первым делом выполнил ресунок карандашом на доске, поверхность которой являла собой сплошь белый цвет, а затем создал еще один этюд, используя чернила.

Что касается антропоморфной мебели — Дали не был ее первым дизайнером. В далеком 17-ом столетиии жил художник-маньерист Джованни Батиста Брачелли, который занимался созданием так называемых «мебельных фигур» — о чем Сальвадору Дали, конечно же, было известно.

Однако Брачелли при создании своих «мебельных фигур» был прежде всего увлечен пластической стороной и внешней формой изделий — Дали же прежде в первую очередь интересовала внутренная, символическая сторона изображения. Ящики — один из самых известных образов-символов Сальвадора Дали, навеянных трудами кумира художника — Зигмунда Фрейда.

Эпохальный труд Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» в свое время буквально перевернул внутренний мир юного Дали, став для художника, по его собственным словам, самым важным чтением в жизни». Именно «Толкование сновидений» заставило Дали проделать эволюционный путь от «простого сюрреализма» к своему «параноико-критическому методу.»

Ящики в его работах, по словам самого Дали — не что иное, как тайники подсознания, хранящие секреты и источающие «самые разнообразные нарциссические ароматы».

Ящики — эти бесчисленные «скелеты» в огромном неизведанном шкафу нашего подсознания — являются неотъемлемой и самой важной частью человеческого существа, однако открыть (или хотя бы приоткрыть) эти ящики-тайны стало возможным лишь благодаря психоанализу, отцом-создателем которого является Фрейд.

Как заявлял Дали, единственная разница между бессмертной эпохой Древней Греции и современностью — это именно Фрейд, открывший, что человеческое тело, вопринимавшееся греками исключительно в традициях неоплатонизма, на деле состоит из множества ящичков с секретами, и ключ, которым можно открыть их — разработанный Фрейдом психоанализ.

Помимо картины «Антропоморфный шкафчик» и этюдов к ней, в 1979 году была также выпущена лимитированная серия бронзовых скульптур (30 Х 60 см) под тем же названием.