Анализ картины Петра Верещагина Вид Московского кремля - Анализ картин
Анализ картины Петра Верещагина Вид Московского кремля

Анализ картины Петра Верещагина Вид Московского кремля

Пётр Петрович Верещагин (1834 — 1886) — российский художник-пейзажист девятнадцатого века, автор многочисленных панорамных видов и бытовых зарисовок. Родился в городе Перми, много путешествовал. Его кисти принадлежат пейзажные изображения различных мест Урала, Центральной России, Приволжья, Балтийского моря, Закавказья и других регионов мира. В многообразии пейзажей Петра Верещагина особое место занимают виды Москвы — города, который художник любил и к которому неоднократно возвращался в своём творчестве.

Московского кремля» входит в число известнейших картин художника. На полотне изображён ясный день на набережной Москвы-реки. На переднем плане видны люди, каждый занимается своим делом: одни ведут торговлю, другие сосредоточенно беседуют друг с другом, третьи просто неспешно прогуливаются вдоль реки. На противоположном берегу, на холме раскинулся во всю ширь величественный ансамбль белого Кремля. Высоко над центром поднимаются в небо кремлёвские башни, громады дворцов, купола церквей и колокольня Ивана Великого. И в Кремле, и на древней Кремлёвской набережной с пристанью видны маленькие фигурки людей, но они совершенно ничтожны по сравнению с великими творениями средневековых зодчих, отстроивших Москву на многие века.

Картина Верещагина создана в конце 19 века. При взгляде на изображения Московского кремля той эпохи хорошо видны черты, отличающие его от современного: в то время стены его были белые, а не красные, как теперь, а башни были увенчаны царскими орлами. На картине можно различить некоторые постройки, не дошедшие до наших дней. Пейзаж Верещагина, отражающий особенности и дух Москвы своего времени, был высоко оценен современниками художника, а ныне занимает достойное место в ряду старинных панорамных видов города.

Картина «Вид Московского кремля» считается одной из самых известных работ Петра Верещагина. На ней мы видим центр Москвы XIX века в ясный солнечный день. На набережной Москвы-реки занимаются своими делами люди: кто-то гуляет, кто-то торгует, кто-то убирается, а кто-то просит милостыню.

На первый взгляд на картине нет ничего необычного. Но если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что величественный Кремль, раскинувшийся по ту сторону реки, оказался белого цвета. Почему же так получилось? Ведь мы знаем, что Московский Кремль построен из красного кирпича.

Оказывается, раньше кремлёвские стены принято было белить. Правда делать это начали не сразу после постройки. Кремль сохранял свой натуральный цвет вплоть до 80-х годов XVII века. В летописи впервые о побелке упоминается в 1680 году. После этого строение белили ещё 200 лет. Правда делали это не регулярно. В основном побелка обновлялась перед праздниками и важными мероприятиями.

Свидетельства белого Кремля остались не только на художественных произведениях, но и на фотографиях. Например, на этом снимке 1856 года хорошо видно, что строение белого, а не красного цвета. Может быть покраска была приурочена к коронации Александра II.

А вот на этом снимке 1908 года стены Кремля уже облезлые. Видно, что их довольно давно не белили.

Окончательно Кремль перестали белить уже в советские годы. Есть мнение, что это было сделано из идеологических соображений — красный Кремль для красной власти. Но на самом деле побелку не смывали сразу после революции. Она сама постепенно сходила вплоть до войны, когда стены крепости «одели» в камуфляж. Когда маскировку смыли, Кремль больше ни во что не красили.