Масленица – яркий народный праздник, который любили изображать на своих полотнах многие художники. Среди них оказался и Пётр Николаевич Грузинский — мастер жанровой и батальной живописи.
На этом полотне мы видим катание на конях. Катание на лошадях и с гор — это истинные русские развлечения, которые являлись центральным моментом празднования Масленицы наряду с поеданием блинов.
Раньше активные игры происходили на четвёртый день масленичной недели — в четверг. Этот день ещё назвали «широкий четверток», когда на праздник собирались все местные жители, устраивались кулачные бои, взятие снежных городков, катания на санях и на конях.
Катались также и в прощёное воскресенье — последний день Масленицы. Парни и девушки надевали лучшие наряды, что покрасоваться друг перед другом.
В некоторых населённых пунктах катание достигало таких больших масштабов, что сани вереницей шли друг за другом, создавая своеобразных «поезд». Так он и шёл из села в село, из деревни в деревню.
Катание на конях играло такую большую роль для народа, что было окутано различными поверьями. Так, например, считалось, что чем выше скорость лошадей, тем богаче будет в этой году урожай. На картине Грузинского мы видим, что лошади несутся вперёд на огромной скорости, а это значит, что местным жителям стоит ждать хорошего урожая.
Петр Грузинский, который известен своими батальными картинами, писал и жанровые сцены. В особенности, Грузинский принялся активно писать жанровые полотна по возвращению домой. Одна из жанровых сцен запечатлена на картине «Масленица» 1889 года. Это полотно относится к числу самых известных работ русского художника.
На картине «Масленица» присутствуют лошади, которые запряжены в сани. Они быстро скачут по одной из деревенских улочек, покрытых снегом. На головах животных – бубенчики, звуки которых так и представляется при взгляде на полотно.
Сани не пустые: в них разместились как молодые, так и пожилые люди. Все выглядят радостно и задорно. А как же иначе, когда на улице народный праздник – Масленица, который символизирует проводы зимы и регулярно празднуется в конце февраля. Традиционное празднование Масленицы включает в себя поедание блинов с маслом, походы в гости, катание с горок, а также езда на тройке, которую запечатлел Грузинский. В целом же обрядовая составляющая праздника сочетает в себе народные и древние элементы торжества. И несмотря на затянутость неба, картина полностью отражает торжественность и праздничность момента.
Кроме сидящих людей в санях, на картине присутствуют и другие персонажи. Это жители домов, которые вышли посмотреть за весельем проезжающих мимо жителей деревни.
Художнику удалось запечатлеть движение лошадей: их гривы и хвосты развеваются на ветру, а снег поднимается под копытами животных. Когда смотришь на полотно, сразу ощущаешь свист ветра от быстроты езды.