Анализ картины Рафаэля Санти Видение Иезекииля - Рафаэль Санти
Анализ картины Рафаэля Санти Видение Иезекииля

Анализ картины Рафаэля Санти Видение Иезекииля

В изображении четко можно проследить насколько на Рафаэля повлияло творчество другого художника, Микеланджело. По центру полотна изображена священная группа – четверых евангелистов изображают четыре зверя. В центре не одетый Бог-Отец. Тело его крепкое, молодое, окружен он орлом, ангелом, львом и быком, по бокам у него сидят два младенца херувимчика. Визуально Бог похож на языческого бога Юпитера. В эпоху Ренессанса, Бога изображали в виде старца, который обязательно имел длинные седые волосы и бороду, что развевается.

Крохотная фигура Иезекииля нам видна только в нижней части полотна, на него направлен яркий луч света. Нижняя часть картины изображает пейзаж, с деревом по центру. Сверху над ним довлеет тяжелое хмурое небо.

В основу маленькой картины Рафаэля «Видение Иезекииля» (1515-1518 гг. Флоренция, галерея Питти) положен эпизод, описанный в Книге пророка Иезекииля и «Апокалипсисе» Иоанна. Бог, «явившийся Иову в небесах», как напоминает Вазари, предстает перед нами среди облаков, в лучезарном; сиянии, окруженный херувимами и сопровождаемый символами евангелистов.

«Написал он еще вскоре после этого небольшую картину с маленькими фигурами, которая ныне тоже находится в Болонье в доме графа Винченцо Эрколани и на которой изображен Всевышний, парящий в небе подобно Юпитеру и окруженный четырьмя евангелистами, согласно описанию Иезекииля, а именно в виде человека, льва, орла и быка, а внизу — крохотный пейзаж, не менее ценный и прекрасный в своих небольших размерах, чем иные произведения, гораздо большие по величине» (Вазари).

В картине Рафаэля «Видение Иезекииля» явственно ощущается влияние творчества Микеланджело, которое прослеживается, начиная с 1517 г. Но вместо изображавшихся по канону крылатых херувимов, описанных Иезекиилем, 4 зверя, которые традиционно символизируют четырех евангелистов. Священная группа расположена в центре картины, в ореоле света. Грозного Бога-Отца окружают ангел, орел, лев и бык, а также два младенца-херувима. В нижней части картины расположен пейзаж, в центре которого дерево, под тяжелым, ненастным небом.

В Книге пророка Иезекииля описано видение славы Божьей, 4 крылатых херувима. «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них — у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; [огонь] ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния…

Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; [а] когда они останавливались, опускали крылья свои. И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои. А над сводом, который над головами их, [было] подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние [было] вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом. Такое было видение подобия славы Господней».

Картина посвящена одной из глав Библии, которая посвящена иудейскому пророку Иезекиилю. Ему было видение, которое сопровождали природные катаклизмы – сильный ветер, пламя и сияние вокруг. Среди огня Иезекииль рассмотрел четыре неизвестных зрителю животных с орлиным, львиным, бычьим и человеческим обличьями. Два крыла закрывают их тела, а два были скрещены и закрывали от Иезекииля что-то, что они защищали.

Несмотря на свой маленький размер, картине удалось передать зрителю представление о том, каким был мастером Рафаэль Санти. Перед ним стояла непростая задача – необходимо было показать всем насколько стремителен является полет Бога-Отца.

Картина Рафаэля Санти «Видение пророка Иезекииля» написана маслом на дереве, размер 40х30 см. Автор написал картину для графа из Вероны – Винченцо Эрколани.