Анализ картины Рафаэля Санти Сон рыцаря - Рафаэль Санти
Анализ картины Рафаэля Санти Сон рыцаря

Анализ картины Рафаэля Санти Сон рыцаря

Перед нами причудливая аллегория. Ученые уверены, что это часть диптиха. Живописец заимствовал тему из стихотворения известного римского поэта. Перед нами первая картина. Рафаэль изображает героя, которому необходимо сделать верный выбор. Ему нужно определиться, что важнее: наслаждение или добродетель.

Пейзаж с горами на фоне напоминает Урбино – город на востоке Италии. Картина совсем небольшая – всего 17,1 Х 17,3 см и являет собой пример аллегорической живописи.

Сюжет, скорее всего, взят из эпической поэмы “Пуника”, где юный солдат Сципион, лежащий в тени дерева, получает видение – двух девушек – Добродетель и Наслаждение, ее антагонист.

Первая, больше похожая на мужчину, прочит парню великую славу за победу в войне, предупреждая о сложностях этого пути.

Вторая, источающая чарующий аромат, с прекрасной прической и бездонными глазами, предлагает выбрать ее – а значит, беззаботную и праздную жизнь.

Рафаэль отлично передал противоположность двух женских персонажей посредством их внешности и облачений. Добродетель одета скромно, голова ее покрыта. Тогда как ее соперница – соблазнительна и изысканна: обрамляющее бедра платье, светлые волосы с вплетенными в них украшениями.

Не сразу заметны и пути, которые предлагают девушки: за воинской славой простираются каменные скалы, разводной мост, ведущий к замку почести. За праздной и легкой жизнью – мягкий, беспрепятственный путь, уходящий прямо к солнечному озеру.

Что интересно, художник не изображает женщин как соперниц. Зрителю они предстают не моральной дилеммой, а абсолютно равными выборами.

Некоторые искусствоведы склоняются к мнению, что том, меч и цветок в их руках – вместе составляют символы качеств настоящего рыцаря: ум, храбрость и умение любить.

Мы видим, что рыцарь спит богатырским сном под лавровым деревом. Оно делит картину на две части. С каждой стороны художник изображает по женщине. В левой части полотна перед нами предстает яркое олицетворение истинной добродетели. В ее руках – традиционные предметы: неизменная книга и острый меч. В правой части полотна мы видим олицетворение истинного Наслаждения. Она протягивает рыцарю цветок, являющийся подлинным символом любви.

Художник стремился наполнить в эту работу очень глубоким смыслом: рыцарь должен уравновесить в своей жизни оба этих начала.

Живописцу удается передать различия в характерах женщин с помощью их внешнего облика и определенной одежды. Мы видим, как строго одета Добродетель. Голова ее покрыта. На фигуре Наслаждения красуется модное платье изящного фасона. Ее волосы игриво распущены и кокетливо украшены великолепным цветком и роскошными бусинами.

Добродетелью предложен непростой путь. Мы видим ее на фоне возвышенностей и замка с остроконечными вершинами. Попасть в него можно через мост. Наслаждение наоборот изображено невероятно мягкого ландшафта, ведущего прямо к чудесному озеру, освещенному солнцем.

Мы не чувствуем, что эти две женщины соперничают друг с другом. Художник показывает, что Добродетель и Наслаждение имеют абсолютно равные шансы. Мы не чувствуем, что видение становится для героя каким-то острым моральным выбором. В идеальном рыцаре должны сочетаться все эти качества.

Сначала Рафаэль хотел изобразить Наслаждение, как соблазнительницу. Это можно увидеть лишь на эскизе. Но на полотне она одета достаточно скромно. Она является наградой настоящему рыцарю.