Анализ картины Рафаэля Санти Мадонна в зелени - Рафаэль Санти
Анализ картины Рафаэля Санти Мадонна в зелени

Анализ картины Рафаэля Санти Мадонна в зелени

В определяющие годы творческого развития Рафаэль Санти находится в городе Флоренции. С 1504 года художник впитывает мастерство творившего здесь Микеланджело и его даровитого коллеги Леонардо да Винчи. До этого юный Рафаэль осваивал традиции только начала Возрождения. Теперь он многое перенял из стилистики мастеров, талант которых находился в самом расцвете. Кроме того, живописец много практиковался в рисунке, изучал пропорции и пластику тела, осваивал контрасты света и тени.

Картину «Мадонна в зелени» написал в 1506 году Рафаэль Санти, один из величайших художников итальянского Возрождения. Это не первая Мадонна гения. На картине изображена молодая мать – Мадонна с Христом у ее ног.

Пейзаж заслуживает отдельного внимания. Это прекрасная зеленая долина, что контрастно выделяет женскую фигуру в красном платье. Вдали зритель может видеть озеро или пруд с причудливыми серыми крепостями и замками на чудном острове.

Мадонна спокойна. Она ласково взирает на играющих рядом малышей. Над головой каждого персонажа виднеется фирменный рафаэлевский нимб – тонкая золотая нить, огибающая головы святых. Лицо женщины будто фарфоровое; не как у куклы – бездушное, нет. Оно скорее безмятежно-одухотворенное.

«Мадонна в зелени – одна из лучших картин в этой серии Рафаэля, писавшего такие сюжеты с 15 лет. Произведение предназначалось покровителю гения – Таддео Таддеи. Сейчас оно находится в венском историческом музее.

Эта картина совершенно уникальна, она захватывает зрителя необычайной красотой. Женщина на полотне кажется совершенно реальной и напоминает даже обычную, “человеческую”. Мадонна воплощает образ идеальной матери, спокойную, но при этом очень внимательную к своим детям. Они для нее – все. Зритель понимает, что героиня целиком посвятила жизнь своим детям и не жалеет об этом.

В картине прослеживается влияние да Винчи на творчество Санти. У нее есть похожая картина – «Мадонна в горе». Полотно Рафаэля стало своеобразным ответом на картину Леонардо. Санти удалось показать Мадонну в образе счастливой женщины, совсем не такой, какой она показана у да Винчи. Это совершенно новое веяние в высоком искусстве. «Мадонны» Рафаэля на долгие годы станут символом утонченности итальянского искусства 15-16 веков. Они будто созданы, чтобы стать образцом, который сохранится в веках и будет будоражить воображение зрителей и через 500, и через 1000 лет.

«Мадонна в зелени» – результат этого кропотливого и увлеченного изучения. Картина создана в 1506 году. На ней изображена Богоматерь на фоне пейзажа, сидящая на лугу. У ее ног – двое младенцев: Иисус рядом с Иоанном Крестителем. Апокрифические данные свидетельствуют о том, что Креститель признал Христа Мессией, когда они были еще детьми. Религиозный сюжет стал прекрасным средством, чтобы изобразить зарождающуюся историю великого духовного пути.

«Мадонна в зелени» лирична, музыкальна, умеренно колоритна. Молодая Мария с легким румянцем на фарфоровом лице опускает нежный взгляд на младенцев; любовь и безмятежность читается в ее облике. Мальчик Иоанн в полуприседе протягивает деревянный крестик стоящему Иисусу. Пышные формы трех фигур выражают благополучие.

Детально прорисован пейзажный фон. На нем вдоль ширины полотна простирается водная гладь, возвышаются горы и город. Ближайший план заполнен мазками оливкового и насыщенного зеленого цвета. Композиция имеет пирамидальную конструкцию.

Рафаэль написал несколько «Мадонн» начиная с 15 лет. Одна из лучших – «Мадонна в зелени». Предназначалось полотно Таддео Таддеи – товарищу и покровителю художника, позже попало в коллекцию Бельведерского дворца, а теперь находится в историческом Венском музее.