Анализ картины Рафаэль Санти Лоджии Психеи - Рафаэль Санти
Анализ картины Рафаэль Санти Лоджии Психеи

Анализ картины Рафаэль Санти Лоджии Психеи

Великий итальянский художник Рафаэль Санти рано остался сиротой, однако первый опыт как живописец приобрел в мастерской своего отца, рисовавшего при дворе герцога Урбинского. В дальнейшем в своем творчестве Рафаэль ориентировался в первую очередь на наследие Леонардо да Винчи и Микеланджело. Подавляющее большинство его работ интерпретирует религиозные темы, самая известная из них – «Сикстинская мадонна». Однако, помимо религиозных картин, живописец также создает светские портреты.

Когда Рафаэль завершил работу над «Триумфом Галатеи», банкир Чиги поручил ему оформление следующего зала на вилле Фарнезина.

Этот зал вошел в историю искусства под названием Лоджия Психеи, поскольку сюжетной основой росписей стала легенда о Психее в изложении древнеримского поэта Апулея (ок. 125-ок. 180), автора знаменитых «Метаморфоз».

По версии Апулея, Психея была настолько прекрасна, что могла соперничать по красоте с самой Афродитой (Венерой). Богиня решила извести девушку и подослала к ней своего сына Эрота (Амура), чтобы он наказал ее.

Однако Амур был пленен красотой Психеи, перенес ее в свой чертог и посещал только по ночам, чтобы Психея не могла увидеть его лица. Однажды Психея решилась нарушить запрет и с зажженной лампой в руках подошла к спящему сыну Венеры. Восторженно смотрит она на прекрасного бога и не замечает, как капля раскаленного масла с лампы падает на его нежную кожу. Амур исчезает.

Психея долго разыскивает его, проходит через множество испытаний и даже становится рабыней Венеры, исполняя все ее прихоти. В конце концов Психея в сопровождении Гермеса попадает на Олимп, где получает от Юпитера бессмертие и навсегда соединяется с Амуром…

Сохранилось множество рисунков, которые Рафаэль исполнил в процессе подготовки к этой работе, однако непосредственно реализацией проекта по эскизам мастера занимались его ученики во главе с Джованни да Удине, что, впрочем, не умаляет бесспорных достоинств этих росписей.

В плафоне зала размещены две большие фрески, на одной из которых изображен свадебный пир Амура и Психеи, а вторая (которую вы видите здесь) представляет богов, которые принимают Психею на Олимпе. Росписи Лоджии Психеи — гимн любви и красоте.

В письме к своему другу Бальдассарре Кастильоне Рафаэль признается: „Для того чтобы нарисовать одну красивую девушку, я должен увидеть многих красавиц. Однако если бы ты был рядом, проблема выбора самой красивой из них не стояла бы так остро: ты помог бы мне. А так, поскольку рядом со мной нет истинных ценителей (как нет и истинно красивых женщин), — я должен придумывать красавиц сам”. Поиск совершенной красоты — вот в чем состоит главный смысл творческих устремлений художников эпохи Ренессанса.

Современники отмечали невероятное сходство нарисованных с моделями; так, глядя на написанный маслом портрет Папы Юлия Второго, «люди трепетали, как при живом Папе».

Вилла Фарнезина была построена на берегах Тибра банкиром Агостино Киджи – на тот момент это была загородная резиденция. На строительство были брошены огромные средства: Киджи во множестве скупал произведения искусства для своего загородного дома, а расписывать стены и потолки был приглашен Рафаэль с учениками. Лоджия Психеи, одно из помещений виллы, получила свое название по наименованию фрески, изображенной на ее стенах. Это наиболее яркое и выразительное помещение в доме, сохранившееся в хорошем качестве до наших дней.

В качестве основы для сюжета фресок Рафаэль взял произведения Апулея. По версии этого поэта, Психея была женщиной невероятной красоты, что вызвало ревность самой Венеры (Афродиты). Богиня подослала своего сына Эроса (Амура), чтобы извести красавицу. Но Амур влюбился в свою жертву, и, пройдя множество испытаний, соединился со своей возлюбленной на горе Олимп. Рафаэль изобразил ключевые моменты этой истории – но самой известной частью росписи является фреска, изображающая встречу Психеи богами на Олимпе. Жанровые сцены обрамлены гигантскими гирляндами цветов и фруктов. Когда-то Фарнезина была окружена садами с плодовыми деревьями, и эти росписи казались естественным продолжением цветущего сада за окнами.