Полотно «Донна Велата» знаменитый живописец Рафаэль Санти написал во время расцвета своего творчества. На тот момент ему было 32 года. В своем искусстве он отошел от темы религии и сюжетов, имеющих глубокий смысл, и стал изображать красоту обыденной жизни. Этот портрет одна из работ того периода. Ее название можно перевести, как дама с вуалью.
Портрет написан 500 лет назад, но и сейчас продолжает впечатлять красотой героини и чудно подобранными цветами. У Донны Велаты нет таких черт, которые устарели бы и мешали оценить ее совершенство. Часто красавиц прошлых эпох «портит» явно лишний по современным понятиям вес. Даже «Мона Лиза» отталкивает кого-то отсутствием бровей и ресниц. Здесь же все идеально.
Рафаэль написал эту картину в поздний период, за несколько лет до смерти. Может быть и в последний год — точная дата создания полотна неизвестна. К этому времени автор знаменитых Мадонн отошел от церковной тематики и уделял больше внимания красоте реальной жизни. Вероятно, «Донна Велата» стала творческим ответом на «Джоконду» Да Винчи.
Мастер изобразил героиню в повороте три четверти. Размер изображения подобран так, чтобы показать руки девушки с изумительно сложным и виртуозно выписанным нарядом.
Хотя нет сомнения, что это обеспеченная светская дама, в ней осталось что-то от Богородицы. Это и вуаль, которую носили замужние женщины с детьми, и прижатая к груди рука, которая может передавать религиозное чувство. Вуаль мягко обрамляет прекрасное лицо героини. Наверху она слегка приподнимается, чтобы продемонстрировать темные волосы На контрасте с ними кожа выглядит еще светлей. Жемчужная подвеска, в свою очередь, подчеркивает насыщенно-яркий оттенок волос.
И нежный оттенок покрывала, и нейтральный фон заставляют нас сразу обратить внимание на выразительные и живые глаза девушки. Далее взгляд скользит по другим ее чертам: сжатым, но слегка улыбающимся губам и белой шее с украшением тонко подобранного цвета. Затем можно полюбоваться складками, тенями и красками украшенного золотом рукава и корсажа.
Изображенная девушка – это Маргарита Лути, юная дочка простого булочника. Художник был безумно влюблен в нее. Он предложил будущему тестю большой выкуп, чтобы взять ее в жены.
После свадьбы супруги прожили недолго, хотя и очень любили друг друга. Через 6 лет Рафаэль скончался, а Маргарита ушла в монастырь и осталась верна мужу до конца своих дней.
В картину «Донна Велата» живописец Рафаэль вложил всю свою любовь и восхищение девушкой, ставшей его последней любовью. С большим трепетом он смог передать свежесть и очарование, присущее юности. Большие глаза героини излучают мягкость и сияние. Взгляд лишен притворства и слегка смущен.
Персиковый румянец и бархатистая светлая кожа придают образу девушки нежности и чистоты. Ее пухлые губы, кораллового цвета, плотно сжаты, но в самых уголках рта проскальзывает легкая тень улыбки.
Одежда девушки выполнена из роскошной ткани с богатой отделкой. Тонкое полотно оливкового цвета, укрывая под собой гладкие темные волосы, обрамляет ее лицо, ниспадает на плечи. Длинную шею и покатые плечи молодой итальянки украшает ожерелье из драгоценных камней.
Манера, в которой Рафаэль Санти выполнил эту картину, являлась для него совершенно несвойственной. Ей присущи такие черты, как лаконичность. Художник сумел сконцентрировать внимание зрителя на образе юной красавицы, избегая мелких деталей и сделав фон невзрачным и монотонным.
Судьба картины некоторое время была не известна. Лишь в 1839 году полотно, когда эксперты установили, чьей рукой оно написано, стало храниться в музее Флоренции.