Анализ картины Рафаэля Донна Велата - Рафаэль Санти
Анализ картины Рафаэля Донна Велата

Анализ картины Рафаэля Донна Велата

Полотно «Донна Велата» знаменитый живописец Рафаэль Санти написал во время расцвета своего творчества. На тот момент ему было 32 года. В своем искусстве он отошел от темы религии и сюжетов, имеющих глубокий смысл, и стал изображать красоту обыденной жизни. Этот портрет одна из работ того периода. Ее название можно перевести, как дама с вуалью.

Портрет написан 500 лет назад, но и сейчас продолжает впечатлять красотой героини и чудно подобранными цветами. У Донны Велаты нет таких черт, которые устарели бы и мешали оценить ее совершенство. Часто красавиц прошлых эпох «портит» явно лишний по современным понятиям вес. Даже «Мона Лиза» отталкивает кого-то отсутствием бровей и ресниц. Здесь же все идеально.

Рафаэль написал эту картину в поздний период, за несколько лет до смерти. Может быть и в последний год — точная дата создания полотна неизвестна. К этому времени автор знаменитых Мадонн отошел от церковной тематики и уделял больше внимания красоте реальной жизни. Вероятно, «Донна Велата» стала творческим ответом на «Джоконду» Да Винчи.

Мастер изобразил героиню в повороте три четверти. Размер изображения подобран так, чтобы показать руки девушки с изумительно сложным и виртуозно выписанным нарядом.

Хотя нет сомнения, что это обеспеченная светская дама, в ней осталось что-то от Богородицы. Это и вуаль, которую носили замужние женщины с детьми, и прижатая к груди рука, которая может передавать религиозное чувство. Вуаль мягко обрамляет прекрасное лицо героини. Наверху она слегка приподнимается, чтобы продемонстрировать темные волосы На контрасте с ними кожа выглядит еще светлей. Жемчужная подвеска, в свою очередь, подчеркивает насыщенно-яркий оттенок волос.

И нежный оттенок покрывала, и нейтральный фон заставляют нас сразу обратить внимание на выразительные и живые глаза девушки. Далее взгляд скользит по другим ее чертам: сжатым, но слегка улыбающимся губам и белой шее с украшением тонко подобранного цвета. Затем можно полюбоваться складками, тенями и красками украшенного золотом рукава и корсажа.

Изображенная девушка – это Маргарита Лути, юная дочка простого булочника. Художник был безумно влюблен в нее. Он предложил будущему тестю большой выкуп, чтобы взять ее в жены.

После свадьбы супруги прожили недолго, хотя и очень любили друг друга. Через 6 лет Рафаэль скончался, а Маргарита ушла в монастырь и осталась верна мужу до конца своих дней.

В картину «Донна Велата» живописец Рафаэль вложил всю свою любовь и восхищение девушкой, ставшей его последней любовью. С большим трепетом он смог передать свежесть и очарование, присущее юности. Большие глаза героини излучают мягкость и сияние. Взгляд лишен притворства и слегка смущен.

Персиковый румянец и бархатистая светлая кожа придают образу девушки нежности и чистоты. Ее пухлые губы, кораллового цвета, плотно сжаты, но в самых уголках рта проскальзывает легкая тень улыбки.

Одежда девушки выполнена из роскошной ткани с богатой отделкой. Тонкое полотно оливкового цвета, укрывая под собой гладкие темные волосы, обрамляет ее лицо, ниспадает на плечи. Длинную шею и покатые плечи молодой итальянки украшает ожерелье из драгоценных камней.

Манера, в которой Рафаэль Санти выполнил эту картину, являлась для него совершенно несвойственной. Ей присущи такие черты, как лаконичность. Художник сумел сконцентрировать внимание зрителя на образе юной красавицы, избегая мелких деталей и сделав фон невзрачным и монотонным.

Судьба картины некоторое время была не известна. Лишь в 1839 году полотно, когда эксперты установили, чьей рукой оно написано, стало храниться в музее Флоренции.