Анализ картины Питера Рубенса Возвращение Дианы с охоты - Питер Пауль Рубенс
Анализ картины Питера Рубенса Возвращение Дианы с охоты

Анализ картины Питера Рубенса Возвращение Дианы с охоты

Рубенс предпочитал писать картины на различные сюжеты античных времен. Особенно привлекала его богиня Диана. Все дело в том, что миф о ней соединил сразу две темы. Одна из них – охота. В то время охотой могли заниматься лишь привилегированные слои общества. Художником создан ряд больших картин.

Если в других полотнах Рубенс стремится передать весь накал борьбы. Здесь художник постарался уделить максимум внимания красоте этой богини. Мы видим Диану и ее спутниц. Они стоят перед сатирами. Если Диана защищает непорочность женщин, сатиры становятся воплощением подлинной вакханалии. Два этих миро резко разграничены копьем богини.

Сюжеты греческой и римской мифологии он использовал для многих своих картин, особенно заказных.

Богиня Диана чрезвычайно привлекала Рубенса, поскольку в мифе о ней с античностью соединилась и другая излюбленная им тема — охота. Интерес живописца подогревался его королевскими и аристократическими патронами: охота была исключительной привилегией этих кругов. Художник создал ряд охотничьих картин большого формата, многие из которых имеют в основе античный сюжет.

В отличие от других картин, в которых мастер передает пафос борьбы, в этом полотне его внимание сосредоточено на красоте античной богини-охотницы. Диана, защитница женской непорочности, стоит со своими спутницами перед группой сатиров, которые, кстати, представляют для Рубенса другой полюс интересов — всего, что связано с вакханалией. Копье Дианы резко разграничивает две эти группы, два мира. Сколь различен облик их участников: среди сатиров — дикие в своей страсти козлоногие существа, в окружении Дианы, которая сама излучает прелесть женской натуры, — ее божественно красивые спутницы. Сатиры демонстрируют обилие фруктов, намекая на то, какое великолепное вино получится из них в будущем. В свою очередь, у Дианы — птицы и заяц (символы чувственных наслаждений), убитые ею на охоте. В символическом смысле они выражают ее отрицание предлагаемых наслаждений.

Нидерландские художники XVII века, порой имевшие узкую специализацию, часто привлекали своих коллег, когда на картине нужно было изобразить то, в чем они были недостаточно сильны. Так, фрукты и животные на представленном полотне написаны Франсом Снайдерсом, славившимся подобными натюрмортами и изображениями животных.

Облик этих групп совершенно отличается. Сатиры – дикие существа с козлиными ногами. Диана же излучает красоту. Спутницы ее столь же великолепны. Они становятся истинным воплощением женского очарования и великолепия. Сатиры предлагают огромное количество фруктов. Этим они намекают на то, что из них скоро получится отличное вино.

Диана убила на охоте зайца и птиц. Эти животные олицетворяли чувственные наслаждения. Этим Рубенс символически передает полное отрицание тех всевозможных наслаждений, которые стараются предложить сатиры. Диана и ее спутницы не поддадутся этому соблазну.

Художник мастерски пользуется красками. Ему удалось передать всю красоту пышного женского тела. Он не скупится на яркие тона. Вся картина впечатляет объемными мазками и реалистичными образами. Создается впечатление, что перед нами не богини, а просто очень красивые женщины.

В те времена было популярным писать картину нескольким художникам одновременно. Так здесь фрукты и животные изображены другим художником.

Впечатляет столь колоритная картина. Она позволяет нам представить, какие представления о красоте существовали во времена Рубенса.