Анализ картины Диего Веласкеса Христос в Доме Марфы и Марии - Диего Веласкес
Анализ картины Диего Веласкеса Христос в Доме Марфы и Марии

Анализ картины Диего Веласкеса Христос в Доме Марфы и Марии

Крупные фигуры на переднем плане этого полотна, выполненного около 1618 г., а также натюрморт на кухонном столе очень характерны для стиля раннего Веласкеса; типичен для художника и выбранный сюжет. Необычно лишь смещение акцента картины, а именно — фигура Христоса в кресле, который проникновенно беседует с Марией и другой женщиной, внимательно его слушающих, — на заднем плане. Эта ярко освещенная сцена, отражающаяся в зеркале, висящем на темной кухонной стене, кажется далекой и похожей на сон, хотя обе женщины внимательно наблюдают за ней. Указательный палец старухи как бы обращает внимание зрителя на эту сцену. Марфа, хлопотливая домашняя хозяйка, напряженно следит за происходящим. Угрюмое выражение ее лица, по-видимому, вызвано нашептыванием старухи, будя в ней зависть к сестре, которая в отличие от Марфы не лишена возможности слушать проповедь Христа. (Зависть часто персонифицировалась в образе некрасивой старухи.)

МАРФА. Марфа — сестра друзей Христа Марии Магдалины и Лазаря, обычная домашняя хозяйка. В Евангелии от Луки описывается, как она радушно принимала Христа в своем доме и хлопотала по хозяйству, подавая на стол, в то время как Мария слушала его речи. Когда Марфа упрекнула Христа, почему тот не послал Марию помогать ей, он ответил, что Мария выбрала лучшую стезю. Марфу всегда изображают либо за работой, либо в окружении кухонной утвари или со связкой ключей. Она, как и ее сестра, усердно служила в благовествовании веры Христовой. Однажды Марфа, Мария и Лазарь отправились в путь на плоту без пищи, но благополучно высадились около Марселя. В то время свирепый дракон терроризировал жителей Тараскона, но Марфа усмирила зверя с помощью святой воды и креста.

Диего Веласкес был большим поклонником библейских сюжетов, но изображал их, как и другие свои картины по своему, в свойственной ему одному манере письма.

Картина «Христос в доме Марфы и Марии» была создана после долгих месяцев кропотливого труда в 1618 году и являла собой собственную интерпретацию Веласкесом одного из рассказов, записанных в Евангелие от Луки и повествующем о приходе Иисуса в дом к двум сестрам – Марфе и Марии.

Сюжет этого повествования таков: Марфа и Мария незамужние сестры, живущие в одном доме, который однажды посетил сам Христос. При виде гостя Марфа бросилась готовить угощение и суетиться по дому, Мария же села у ног Сына Божьего и начала с ним разговаривать.

В ответ на такие действия сестры Марфа, уставшая и злая, пожаловалась на нее Христу, на что получила ответ, которого никак не ожидала. Христос похвалил Марию, а ей, такой заботливой и трудолюбивой сказал, что думать надо не о материальном, а о духовном. Веласкес как нельзя лучше сумел передать этот момент недовольства Марфа и кротости Марии.

На первом плане картины находятся две женщины – пожилая и молодая. В руках молодой ступка, в которой она готовит какие-то травы – это Мария. Лицо второй озабочено и обозлено, она гневно указывает молодой на работу, видимо приказывая ее выполнить. На столе миска с рыбой – рыба, как известно, символизирует Христа. Помимо рыбы художник изображает также тарелку с яйцами и кувшин – пищу, которую Марфа приготовила Христу и его спутникам.

На стене комнаты висит картина, как раз таки и изображающая сцену встречи Христа и сестер. Христос сидит в кресле, у его ног расположилась девушка Мария, а за спиной ее стоит Марфа, напряжение в ее виде выдает то, что она постоянно о чем-то думает и как гласит библейский сюжет, не может сосредоточиться на том, что говорит Христос.